Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

Жизнь Музея

2020 год

10 октября 2020 года в парке Музея-усадьбы Н.К. Рериха состоялся XXXV областной праздник «Зажигайте сердца», посвященный 146-й годовщине со дня рождения Николая Константиновича Рериха. В этом году праздник прошел под девизом «Культура – есть оружие Света. Культура – есть спасение».

По традиции на праздник в Изваре собираются люди, которые любят и почитают творчество Н.К. Рериха.

В этом году праздничная программа была посвящена особенностям культуры России. В программе приняли участие творческие коллективы из Кингисеппского, Ломоносовского, Гатчинского и Волосовского районов Ленинградской области.

Началось мероприятие у Культурно-туристического центра «Извара 15» с торжественного поднятия Знамени Мира. Далее участники праздника организованным шествием отправились к главной сцене в Усадебном парке Музея-усадьбы Н.К. Рериха, на которой состоялось торжественное открытие праздника.

Традиционно для зрителей и участников мероприятия проводились творческие мастер-классы (плетение кукол, чеканка монет, аква-грим, бисероплетение, поделочные камни), лотерея, игры и хороводы. Были представлены выставка мастеров декоративно-прикладного искусства и выставка картин, учащихся Волосовской школы искусств имени Н.К. Рериха.

На празднике для гостей выступали:

Для всех желающих был организован «Лист» книги из новейшей Летописи истории Волосовского района, на котором каждый смог оставить свою подпись и тем самым внести свой вклад в историю Волосовского района.


9 октября 2020 года исполнилось 146 лет со дня рождения великого русского художника, ученого и путешественника Николая Константиновича Рериха. Этот день отмечается по всему миру. В музее-усадьбе открылась выставка «Развернется Знамя Мира», посвященная 85-летию подписания Пакта Рериха – пакта защиты культурных ценностей.

На выставке представлены главные этапы миротворческой деятельности Н.К. Рериха, идея культурно-образовательного значения Пакта Рериха и ее символа – Знамени Мира, триединства прошлого, настоящего и будущего.


На странице Выставки опубликованы материалы по новым выставкам, открывшимся в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в Изваре в последнее время.


5 августа 2020 года в парке Музея-усадьбы Н.К. Рериха состоялся живой концерт Государственного оркестра Русских народных инструментов «Метелица» (художественный руководитель и главный дирижёр, заслуженный артист России Игорь Тонин), посвященный 93-й годовщине образования Ленинградской области.

«Метелица» – один из лучших профессиональных оркестров русских народных инструментов России, создан в 1989 году.

С 2013 года коллектив входит в Петербургское отделение Межрегиональной общественной организации «Профессиональное сообщество деятелей национального академического исполнительского искусства».

Репертуар петербургского коллектива разнообразен: русская народная музыка, музыка народов других стран, популярные произведения русских и зарубежных классиков, сочинения современных авторов.

5 августа, в этот замечательный солнечный день в парке Музея-усадьбы Н.К. Рериха собрались многочисленные гости и друзья музея, жители Извары, Волосовского района. Под аккомпанемент оркестра для гостей выступала замечательная солистка оркестра – лауреат международных конкурсов Елена Курская.

В программе прозвучала народная музыка, различные песни советских и современных композиторов. Каждый номер оркестра встречали овациями и радостью. Ведущий концерта – актёр театра и кино Юрий Решетников провел концертную программу.

Огромное спасибо оркестру «Метелица» за великолепное и яркое выступление!

Программа концерта в д. Извара 05.08.2020

  1. Исаак Дунаевский – Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»
  2. Геннадий Гладков – Галоп (из музыки к кинокомедии Марка Захарова «Двенадцать стульев»)
  3. Стихи Антона Пришельца, музыка Георгия Дехтярова – «Ночка луговая»
  4. Василий Соловьёв-Седой, стихи Соломона Фогельсона – «Матросские ночи»
  5. Стихи и музыка Виктора Темнова – «Весёлая кадриль». Поёт Лауреат Международного и Всероссийского конкурсов Елена Курская
  6. Василий Андреев - «Вальс Грезы»
  7. Павел Куликов – «Русский перепляс»
  8. Энрике Сантеухини – Пасодобль «Рио Рита»
  9. Виктор Темнов на стихи Л. Смоленской «Над рекой туман»
  10. Стихи Петра Черняева, музыка Виктора Темнова – «Грибы, грибочки». Солистка – Лауреат Международного и Всесоюзного Конкурсов Елена Курская
  11. Владимир Дитель – Фантазия на тему русской народной песни «Коробейники»
  12. Александр Шалов – Концертная обработка русской народной песни «Валенки»
    Солисты – группа балалаек оркестра «Метелица»
  13. Виктор Гридин.«Рассыпуха»
    Солисты – Лауреаты Международного и Всесоюзного конкурсов Андрей Кузьминов, Михаил Шусталов
  14. Леонид Афанасьев, на стихи Игоря Шаферана – «Гляжу в озёра синие» (из телесериала «Тени исчезают в полдень»)
    Поёт Елена Курская
  15. Русская народная шуточная песня «Комарики, комарочки мои»
    Поёт Елена Курская
  16. В обработке Веры Городовской – Русская плясовая «Утушка луговая»

Аннотация к выставке «К 105-летию Санкт-Петербургского дацана (Буддийского храма)»


Музей-усадьба Н.К. Рериха и Фонд развития буддийской культуры представляют посетителям Музея выставку, продолжающую тему «Индийского пути» Николая Константиновича Рериха.

В связи с духовными поисками рубежа ХIХ–ХХ века поворот к Востоку в кругах образованного русского общества того времени был неизбежен. Исследователи отмечают, что интерес к Востоку был далеко не случаен. Это было знаменательным явлением после почти двухвекового контакта России с Европой, начавшейся в эпоху Петра Великого. Глубокий интерес в России к Востоку очень ярко выразил Ф.М. Достоевский:

«Россия не в одной только Европе, но и в Азии, <…> русский не только европеец, но и азиат».

Во главе этого значительного для истории культуры России явления стояла блестящая плеяда ученых востоковедов, благодаря которым русская наука о Востоке занимала в начале столетия ведущее положение в мире: С.Ф. Ольденбург, Ф.И. Щербатской, В.В. Бартольд, Б.И. Тураев, В.И. Алексеев, И.Ю. Крачковский.

Основателем русской индологической школы и ее гордостью был И.П. Минаев(1840–1890). Много сил И.П. Минаев отдал изучению буддизма. Свои исследования этой темы он воплотил в книге: «Буддизм. Исследования и материалы», (Санкт-Петербург, 1887). После смерти И. П. Минаева некоторая часть сохранившихся материалов была опубликована его учеником академиком С.Ф. Ольденбургом под названием «Материалы и заметки по буддизму».

В 1910-1911 годах в Индии побывал известный буддолог, ученик И.П. Минаева академик Ф.И. Щербатской.

Значение изучения Востока, прежде всего Индии прекрасно выразил русский востоковед Сергей Федорович Ольденбург (1863-1934) который утверждал, что Восток «мощью ума своего проникал в тайны жизни, изучал и создавал понимание того, что ближе всего человеку – самого человека… Европейцы поняли, что только Восток показал полностью духовную мощь человека, громадную непосредственную силу его мысли и чувства, которая была так велика и без могучего оружия знания».

«...Теперь, когда мы действительно вступаем в период мировой постановки всех вопросов, касающихся человечества, не могут и не должны быть забыты такие культуры, как индийская, что и прошлое ее, и ее настоящее, для нас живое прошлое и живое настоящее, что для истинно мировой постановки вопросов Восток с его культурою многих тысячелетий должен быть привлечен на общую работу с Западом, дабы из слияния культуры Востока и цивилизации Запада выросла настоящая общечеловеческая мировая культура».

Выводы, которые делал ученый, были глубоко созвучны взглядам Н.К. Рериха, которые он выразил в 2013 году в своей программной статье «Индийский путь».

Не противостояние, но синтез накоплений Востока и Запада было веянием времени, общечеловеческой задачей, в решении которой Россия была призвана сыграть особую роль.

Одним из ярких проявлений этого процесса является история создания в Санкт-Петербурге Буддийского храма, ставшего заметным культурным явлением начала двадцатого века в России, олицетворением ее миссии как многонационального и многоконфессионального государства.

Активное участие в создании буддийского храма в Санкт Петербурге принимал известный Хамбо-Лама Агван Доржиев (1854–1938). В 1898 г. он впервые приехал в Петербург во главе Тибетской миссии для переговоров об участии России в оказании помощи Тибету в противостоянии агрессивной политике Британской Империи в Центральной Азии. Именно он, в качестве советника и доверенного лица Далай-ламы ХIII, осуществлял все сношения между Россией и ламаистским первосвященником, который в 1904 г., после захвата Лхасы английским экспедиционным корпусом, был вынужден «уйти в изгнание».

В июне 1908 г. Доржиев приехал в Петербург после встречи с Далай-Ламой с новыми предложениями русскому правительству, среди которых было и ходатайство о разрешении проживающим в Петербурге ламаистам-бурятам и калмыкам соорудить свой храм. Просьба Далай-ламы была поддержана министром иностранных дел А. П. Извольским, а затем министром внутренних дел, премьер-министром П. А. Столыпиным. Благосклонно отнесся к этому и Николай II. На аудиенции, данной Доржиеву, Николай II заверил его, что «буддисты России могут чувствовать себя под крылом могучего орла». Разработка проекта была поручена Николаю Березовскому.

Знаменательно, что С.Ф Ольденбург, Ф.И. Щербатской, также как Н.К. Рерих не ограничиваясь только исследованием и популяризацией духовного и культурного наследия Востока, принимали активное участие в этом процессе

На время своего отсутствия ведение всех дел, относящихся к постройке храма, Доржиев поручил Ф.И. Щербатскому. В строительный комитет, сформированный Щербатским, вошли: академики В.В. Радлов (председатель) и С.Ф. Ольденбург, князь Э.Э. Ухтомский, гражданский инженер Г.В. Барановский заменивший Н. Березовского в должности архитектора, а также художники В.П. Шнейдер и Н.К. Рерих.

На рубеже 1900-х годов Учение Будды завоевало немало последователей среди представителей высшего света и интеллигенции в столичных городах.

17 октября 1905 года был опубликован Манифест, провозгласивший свободу совести и вероисповедания. В постройке буддийского храма были и государственные цели – укрепить влияние России в Монголии и Тибете, как писал Ф.И. Щербатской в письме П.И. Столыпину, «…где, как известно, существует глубокое к нам расположение».

Окончательный проект храма архитектора Г.В. Барановского был рассмотрен Комитетом на заседании 19 октября 1909 года и одобрен к исполнению. Среди подписей его членов и подпись Н.К. Рериха. Надо отметить, что участие Н.К. Рериха в процессе создания буддийского храма в Санкт Петербурге не ограничивалось только деятельностью в комитете. Н. К. Рерих принимал непосредственное участие в декоративных работах по отделке храма. С. Цыбыктарова со ссылкой на сообщение С. Д. Дылыкова, внучатого племянника А. Доржиева пишет: «Росписи центрального ритуального зала храма выполнены по эскизам Н. К. Рериха, который при создании данных эскизов обращался за помощью к бурятским художникам. Работы по внутреннему оформлению храма также велись под руководством Рериха».

Знаменательно, что именно в этот период Николай Константинович Рерих впервые узнал о махатмах, духовных учителях Индии, о сокровенном в Азии понятии Шамбалы – страны благословенных, обители духовных учителей человечества в Гималаях от ламы Доржиева.

На выставке представлены редкие материалы, иллюстрирующие разные аспекты создания Буддийского Храма, особое внимание уделено Ф.И. Щербатскому, который руководил этим процессом, представлены также редкие издания Н.К. Рериха и членов его семьи : «Статья Н.К. Рериха «Индийский путь» в первом томе его собрания сочинений, вышедшем в 1914 году, связанные с темой буддизма: «Основы буддизма» и «Криптограммы Востока» – Е.И. Рерих, «Дхаммапада» – сборник изречений Будды, подготовленный к изданию в России Ю.Н. Рерихом, старшим сыном художника, ученым – востоковедом, вернувшимся в Россию в 1957 г. по завету отца и матери и возродившему русскую школу востоковедов.

На выставке представлены также редкие ритуальные предметы из переносного буддийского алтаря из фондов музея, представлены макеты усадебного дома в Изваре – имении родителей Н.К. Рериха, где впервые Н.К. Рерих прочитал в трудах Афанасьева о глубинных связях русской культуры и Индии, и усадьбы Ф.И. Щербатского в Луге «Лютка» в которой планируется создание мемориального музея ученого.

Внимание посетителей привлекут экспонаты выставки:

Фотографи Ф.И. Щербатского в Индии, Э.Э. Ухтомского, А.Д. Руднева сестер Шнейдер, академика Ольденбурга, брошюра о буддийской выставке, организованной учеными – востоковедами в 1919 г.

Редкое издание «Дхаммапады» 1960, копия иконы XVII века «Святой Варлаам и Иоасаф, Царевич Индийский».

В музее-усадьбе Н.К.Рериха в этот же день открылась выставка, посвященная Ю.Н. Рериху, старшему сыну Н.К. Рериха, ученому-востоковеду с мировым именем.

На выставке представлены редкие издания научных трудов ученого: «По тропам Срединной Азии», Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями, «Тибетская живопись», «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «Тибет и Центральная Азия» , статья Ю. Н. Рериха «Основные проблемы тибетского языкознания», 3-х томное издание «Истории Средней Азии», издание избранных трудов Ю.Н. Рериха, «Синяя летопись. История буддизма в Тибете», перевод Ю.Н. Рериха.

Материалы этой выставки органично дополняют тему значения Востока в истории культуры России, изучению которой посвятил свою жизнь Н.К. Рерих.


На основании Постановление правительства Ленинградской области от 19 марта 2020 года №131 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 13 марта 2020 года №117 «О введении на территории Ленинградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ленинградской области» и Приказа директора ГБУК ЛО Музейного агентства № 76/01-02 от 19 марта 2020 года Колесниковой Л.А. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха организованы следующие профилактические мероприятия:

  1. Не допускается посещение музея гражданами иностранных государств.
  2. Ограничено предоставление социальных услуг, предусматривающих проведение групповых экскурсионных мероприятий и занятий: максимальное число посетителей единовременно в экспозиционных залах может находиться не более трёх человек на 10 квадратных метрах.
  3. Отменены массовые мероприятия, ранее запланированные для проведения (с количеством участников более 50 человек).

Уважаемые посетители!

Наш музей работает.

Экскурсии будут проводиться для групп 6-15 человек, как и мероприятия.

Ждем Вас в Музее!


11 марта 2020 года в Музее прошло занятие программы «Здравствуй, Музей!» по теме: «Глазами художника», с учениками 3 класса Изварской школы.

Занятие с использованием репродукции картин А.И. Куинджи «Снежные вершины», И.И. Шишкина и К.А. Савицкого «Утро в сосновом лесу», В.Г. Перова «Охотники на привале», И.К. Айвазовского «На острове Крит», Ф.К. Винтерхальтера «Портрет девушки». Ученики Изварской СОШ познакомились с многообразием художественного мира, с различными художественными жанрами: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, сюжет. Концом занятия стало рисование на свободную тему, где наши друзья смогли дать волю своему воображению.


31 января 2020 года в Музее-усадьбе Н. К. Рериха в рамках проекта «Извара как Школа природы, истории, культуры» было проведено музейное занятие по программе «Сокровища Извары» для детей Изварского детского сада.

Тема занятия: «По земле Извары». Сегодня познакомились с богатой и уникальной историей Ижорского плато и, в частности, Извары, столь любимой Н. К. Рерихом. На занятии ребята узнали о том, что это за наука «Археология», для чего она нужна, узнали, что такое раскопки, а так же, познакомились с картинами Н. К. Рериха, посвященными истории нашего края. Так же, в ходе занятия, воспитанники детского сада смогли рассмотреть и изучить различные вещи, выполненные из камня, подготовленные сотрудниками музея и попытались узнать их назначение.


27 января 2020 года в Музее-усадьбе Н.К. Рериха состоялось торжественное мероприятие, посвященное 76-летию снятия Блокады Ленинграда.

Блокада города Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны проводилась фашистскими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города, захватить и уничтожить город.

Советские солдаты смогли остановить врага под Ленинградом. Сковывая значительные силы фашистских войск, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта.

Почти 900 дней сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. В ходе военных действий, под неприятельским огнем мужественные солдаты нашей Родины передавали в город припасы, вывозили больных, раненых, детей, женщин.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью ликвидирована. В этот день в Ленинграде был дан артиллерийский салют и фейерверк Десятки тысяч жителей города вышли на улицы, площади.

Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества советского народа. Ценой неимоверных лишений, героизма и самопожертвования воины и жители Ленинграда отстояли город. Массовый героизм, беспримерное мужество мирного населения, простых ленинградцев, сумевших выстоять в нечеловеческих условиях блокады и сберечь родной город для потомков, не отдав его на поругание врагу, лежали в основе этой великой победы.

Сегодня, 76 лет спустя, на территории музея, у памятника Героям Великой Отечественной войны, сотрудники и гости музея, жители Извары провели торжественное возложение цветов «Мужества вечный огонь», в память о тех, кто не щадя себя, преодолевая невзгоды мужественно защищал Родину, в память об их беспримерном подвиге, который никогда не будет забыт.


Уважаемые дамы и господа!

В настоящее время в Изварском филиале Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное агентство» – Музей-усадьба Н.К. Рериха находятся художественные произведения, которые поступили в Музей на выставку «Художественные произведения Б.А. Смирнова-Русецкого» в 1993 году. По окончании выставки художественные произведения Б.А. Смирнова-Русецкого в связи со смертью их автора не были востребованы сдатчиком или его наследниками. В связи с этим Изварский филиал ГБУКЛО «Музейное агентство» – Музей-усадьба Н.К. Рериха обращается к наследникам и иным законным владельцам ознакомиться с перечнем художественных произведений Б.А. Смирнова-Русецкого, находящихся в Музее. При наличии сдаточных документов или документов, подтверждающих права наследования, обращайтесь к нам по телефону: 8 (81373) 73-273 или по электронному адресу: izvara@inbox.ru.

Обращаем внимание, что по истечении 6 (шести) месяцев после официальной публикации данного обращения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в отношении данных художественных произведений ГБУК ЛО «Музейное агентство» будут инициированы соответствующие юридические процедуры по их обращению в доход государства.

Список произведений:

  1. Б.А. Смирнов-Русецкий. Картина Янтарное облако. Цикл «Север». 1984 г. Картон, темпера, размер 58х80.
  2. Б.А. Смирнов-Русецкий. Прозрачная тишина. Цикл «Север»". 1984 г. Картон, темпера, размер 80х60.
  3. Б.А. Смирнов-Русецкий. Вершины Белухи. Цикл «Алтай». 1982 г. Картон, темпера, размер 54х80.
  4. Б.А. Смирнов-Русецкий. Копия картины Н.К. Рериха «Брахмапутра». Картон, темпера.
  5. Б.А. Смирнов-Русецкий. «Канченджунга на закате». Картон, темпера.
  6. Б.А. Смирнов-Русецкий. «Гималаи. Белые горы». Картон, темпера.
  7. Б.А. Смирнов-Русецкий. Копия портрета Н.К. Рериха с картины С.Н. Рериха. 1923г. Картон, темпера.
  8. Б.А. Смирнов-Русецкий. «Нагорье Чантанг». Картон, темпера.

16 января 2020 года в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в рамках проекта «Извара как Школа природы, истории, культуры» было проведено музейное занятие по программе «Сокровища Извары» для детей Изварского детского сада.

Тема занятия: «Моя Родина». Сегодня воспитанники детского сада вновь ознакомились с Музеем-усадьбой Николая Константиновича Рериха. В ходе занятия они узнали о том, почему Н.К. Рерих так любил Извару, познакомились с особенностями Изварской земли, ее красотами, узнали о ее уникальности. Вместе с сотрудниками музея ученики изучили Изварский период в жизни Н.К. Рериха, полюбовались рисунками Н. К. Рериха и рассказали о том, какие уникальные красоты родной природы видели сами.

В конце занятия дети выразили большое желание вернуться в музей вновь.

До новых встреч, дорогие друзья, Музей-усадьба Н.К. Рериха всегда открыт для Вас!


Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru