25 декабря 2011 г. в Музее состоялось открытие выставки картин В. П. Ковтуна.
Владимир Павлович Ковтун (род. 1948 г.) – известный ученый, кандидат физико-математических наук, специалист по квантовой механике. Исследовательскую работу совмещает с литературным творчеством и живописью. Является автором научно-популярных и художественных книг, в том числе историко-приключенческого романа «Полёт дракона», посвященного древней истории Великого Шелкового пути.
Живописью В.П. Ковтун занимается с детства, а в последние годы – с особым увлечением и самоотдачей. На выставке представлены 13 работ, значительную часть их составляют изварские пейзажи. Извара для художника – источник особого вдохновения. Картины В.П. Ковтуна, выполненные в лучших традициях классической пейзажной живописи, удивительно тонко и одухотворенно передают едва уловимые состояния природы северной России. Приглашаем Вас посетить выставку!
9 октября 2011 г. Извара вновь привлекла внимание многих жителей региона и гостей из С.-Петербурга и других городов России в связи с открытием ХХYI областного праздника «Зажигайте сердца», организованного в честь 137-й годовщины со Дня рождения Николая Константиновича Рериха. «Дети – наше будущее» – этой теме был посвящен праздник. Директор Музея Н.К. Рериха, член Союза ученых С.-Петербурга, приветствуя на празднике друзей Извары, сообщила о том, что творческий коллектив музея приступает к реализации новой программы «Извара, как школа природы, науки и искусства», для детей, в которой будут воплощаться бесценные идеи семьи Рерихов.
Заведующая отделом «Учебно-методический центр культуры и искусства» ГУК «Музейное агентство» Войцехович Людмила отметила особое влияние наследия Н.К. Рериха на формирование духовного мировоззрения людей, стремящихся к свету и знанию.
Тепло приветствовала всех гостей и поздравила с праздником заместитель главы администрации Волосовского муниципального района Марина Левченко.
Участников праздника со столь знаменательным событием поздравил глава администрации Изварского сельского поселения Владимир Бушманов.
В этот праздничный день Изварская школа принимала гостей в своем светлом, уютном зале. Праздничная программа в Изварской школе и выставка лучших работ учащихся Волосовской художественной школы была яркой иллюстрацией успешных духовно-творческих исканий одаренной детворы многих коллективов Волосово и других городов области. На сцене выступили талантливые исполнители: ансамбль скрипачей из ДМШ г. Отрадное, народный коллектив ансамбля танца «Фейерверк» из Кировска, образцовые художественные коллективы из Волосовского ГДЦ «Родник» – театр костюма «Грация» с новой коллекцией «Казачья» и популярный хореографический ансамбль «Каприччио», а также признанный образцовый художественный коллектив фольклорного ансамбля «Родничок». Порадовали зрителей своими мелодичными голосами солистки ансамбля народной песни «Лада» Волосовской ДШИ им. Н.К. Рериха – Александра Осипова и Екатерина Абрамова. А на другой концертной площадке Извары, возле Дома культуры, свое песенно-танцевальное мастерство местным жителям демонстрировали в обширной тематической программе «Мой край – моя гордость» – участники художественной самодеятельности: танцевальная группа «Жемчужина» и вокальная группа «Подружки». Завершил программу под открытым небом вокально-инструментальный ансамбль «Ветер перемен», давно полюбившийся молодежи.
В гостеприимном доме Рерихов в Изваре, к празднику, в залах были открыты выставки Натальи Гуковой «Этот бескрайний Север» и выставка уникального бисерного искусства «Исторический портрет» Елены Ганиной. Музыкальная гостиная Музея-усадьбы наполнилась звуками великолепной музыки юного аккордеониста из Всеволожской ДШИ им. М.И. Глинки, лауреата многих Международных Российских и областных конкурсов Александра Шалина, музыкой популярного дуэта братьев Кузнецовых из ДМШ г. Шлиссельбурга, а также неповторимой красотой песенного искусства вокального квинтета солистов театров С.-Петербурга «Акварель».
Завершился праздничный день беседой всех заинтересованных людей на тему «Извара в культурном пространстве региона», чтобы совместными усилиями подняться на новую высоту духовных преобразований.
9 октября 2011 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в Изваре состоится XXVI Областной праздник «Зажигайте сердца», посвященный 137-й годовщине со дня рождения Н.К. Рериха.
Программа праздника:
13.00 – Торжественное открытие Дней культуры, посвященных Дню рождения Н.К. Рериха.
Литературно-музыкальная композиция «Дети – наше будущее!»
(Изварская средняя школа, актовый зал)
14.10 – Открытие выставки работ победителей областного конкурса «Цвет и звук державы Рериха».
(Изварская средняя школа, музей)
14.20 – Открытие выставок:
Елены Ганиной «Исторический портрет» (вышивка бисером);
Натальи Гуковой «Этот бескрайний Крайний Север»;
(Музей-усадьба Н.К. Рериха)
15.00 – «Музыкальная гостиная» с участием победителей Областных и Международных конкурсов исполнительского искусства, вокального квинтета «Акварели» (г. Санкт-Петербург).
(Музей-усадьба Н.К. Рериха)
15.00 – Тематический концерт «Мой край – моя гордость!»
(Площадь перед Изварским ДК)
16.00 – Круглый стол специалистов «Извара в культурном пространстве региона».
(Музей-усадьба Н.К. Рериха)
8 октября 2011 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в Изваре состоится легкоатлетический пробег «Знамя Мира», в рамках программы Дней Культуры в Волосовском районе, посвященных 137-ой годовщине со Дня рождения Н.К. Рериха.
Регистрация участников с 10.00 ч. до 10.40 ч.
Начало соревнований в 11.00 ч., в изварском парке.
2 сентября 2011 г. в музее-усадьбе Н.К. Рериха состоялась встреча изварских школьников с руководителем проекта «Открой доброте свое сердце» и директором НП «Мир традиций» Секачевой Л.Л.
Встреча проходила в рамках международной и межрегиональной культурно-просветительской программы «Парад творческого наследия России и Индии».
Во время встречи дети познакомились с новыми экспонатами музея, посмотрели фильмы об Индии, узнали о деятельности выдающегося политического деятеля Индии Махатмы Ганди, о культуре и традициях Индии, об открытии памятника Н.К. Рериху на Алтае.
Секачева Л.Л. рассказала о творческом конкурсе «Открой доброте свое сердце», посвященном русско-индийским культурным связям.
Подобные акции уже прошли в других городах и регионах России: Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Твери, Алтайском крае. Школьники Извары также были приглашены к участию в конкурсе. Во время встречи детям были вручены сувениры и подарки, рассказывающие о «далекой и близкой» Индии.
29 августа 2011 г. в Музее Н.К. Рериха прошло занятие с детьми д. Извара на тему «Музыкальные традиции народов мира, как миротворчество».
Проводила занятие Ю.С. Баркова – кандидат культурологии, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ (г. Москва).
В доступной и интересной форме она рассказала детям о музыкальных традициях народов мира, их сходстве и различии в зависимости от мифологических представлений народов. Дети познакомились со старинными национальными музыкальными инструментами разных стран, сами пробовали играть на них, с увлечением сочиняли музыкальную сказку, передавая поведение ее героев посредством музыкальных инструментов, с интересом слушали баллады и песни на языках народов мира, которые исполняла для них Юлия Баркова.
27 августа 2011 г. в музее-усадьбе Н.К. Рериха в Изваре состоялся Круглый стол «Школа природы, науки, искусства» при участии членов Санкт Петербургского Союза Ученых в том числе членов Координационного Совета, ученых из Москвы, Пущино, деятелей культуры, педагогов, представителей научной и культурной общественности Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Почетным гостем встречи в музее стал заместитель директора Школы искусств им. Елены Рерих при музее Рериха в долине Кулу (Наггар, штат Химачал-Прадеш, Индия) Шеру Баба. Темой обсуждения стал проект создания в Изваре на базе Училищного Дома «Школы природы, науки, искусства» в контексте развития научно-просветительского Центра в Изваре.
О.А. Черкасова, директор музея-усадьбы Н.К.Рериха в Изваре, рассказала о планах, возможных путях развития, о проделанной работе по созданию «Школы природы, науки, искусства» на базе Училищного Дома в Изваре. Значительным результатом этой работы и одновременно основанием для ее развития на новом этапе явилась государственная поддержка Правительством Ленинградской области планов музея Н.К. Рериха о создании культурно-экологического центра в Изваре на базе Училищного Дома Земледельческой колонии, входящей в музейный комплекс. В долгосрочной целевой программе «Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области», принятой Постановлением №180 от 17 июня 2011 г. предусматриваются средства для ремонта, то есть восстановления эксплуатационной пригодности Училищного Дома в Изваре для создания эколого-просветительского Центра.
В то же время программные государственные документы по вопросам совершенствования массового образования в России 2011 года дают замечательную возможность для объединения усилий специалистов разнообразных образовательных, научных и культурных учреждений по разработке и апробации новых креативных программ, дающих возможность каждому ребенку открыть в себе родник творчества, выйти на светлую дорогу научного познания мира и жизни. В творческом сотрудничестве музея и Санкт Петербургского Союза ученых, так же как педагогов средних и высших образовательных учреждений, культурных и научных учреждений и общественных организаций появляется замечательная возможность объединить свои усилия в этом благодатном направлении. Новая творческая образовательная программа в Изваре по сути уже сделала первый пробный шаг : в апреле занятие для школьников с 4 по 8 класс по теме "Современный натурализм" провел член СПбСУ. д.б. наук А.Д.Миронов. Это была не только увлекательная лекция, но знакомство детей со специальной литературой, различного рода справочниками и определителями и практическое занятие в парке музея. Все присутствовавшие стали свидетелями огромного интереса детей к этой теме и взаимной радости процесса введения в мир природы и в мир науки.
По сути, есть необходимость и возможность всем присутствующим на встрече и многим друзьям музея и Извары внести свою лепту в "Копилку Знаний" для детей. Сотрудничество музея и СПбСУ по созданию Научно-просветительского, культурно-экологического Центра в Изваре, ставшего главной целью нового Соглашения о сотрудничестве между музеем и СПбСУ, подписанного в 2009 году во время юбилейной конференции СПбСУ в историческом здании Академии наук может проявиться в столь актуальном для России образовательном аспекте.
Отдельные направления новой программы, как темы к обсуждению на "Круглом столе" представили приглашенные музеем специалисты из СПб, Токсово, Тихвина, Москвы, Пущино.
Ю.С. Баркова, кандидат культурологии, доцент Кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур Факультета иностранных языков и регионоведения МГУ (Москва) выступила с сообщением: «Традиционная музыка народов мира как миротворчество». Ю.С.Баркова занимается изучением музыкальных традиций народов мира в историко-культурном контексте. В качестве основополагающего принципа ее концепции заложена идея о том, что каждая культура как звукомузыкальная общность обладает своей «музыкальной матрицей», о наличии которой свидетельствует общий характер народных композиций, определенный способ мышления и познания окружающего мира, присущий народной музыке. «Музыкальная матрица» может включать в себя: звуковой код народной культуры, мифологическую картину мира и ее духовно-ценностное содержание, эмоционально-психологический способ постижения окружающей действительности того или иного народа, образ мышления, национальный характер и др.
Все это она продемонстрировала на музыкальных инструментах разных народов мира. Выступление Ю.С. Барковой закончилось практическим занятием музыкой со всеми присутствовавшими на встрече. Заключительный сюжет, записанный в Индии, в долине Кулу, где Юлия Баркова ведет занятия с детьми дал возможность увидеть, с каким особы интересом и радостью индийские дети поют старинные русские песни. Таким образом, Извара и Кулу могут соединиться в сотрудничестве в детских образовательных программах. Тему, связанную с Индией продолжил заместитель директора Школы искусств им. Елены Рерих в Наггаре Шеру Баба. Он сказал о том, что восемь лет стремился побывать в Изваре, в доме Николая Рериха, был очень рад познакомиться с музеем Н.К.Рериха в Изваре и увидеть, что и здесь продолжается работа в том направлении и «ритме», которые когда-то задали Рерих в Индии. В Школе искусств им. Елены Рерих индийские дети обучаются по нескольким направлениям: классической музыке, пению, танцам, резьбе по дереву и ткачеству. Регулярно организуются научные конференции и семинары с участием индийских и зарубежных ученых. Фестивали искусств и творческие конкурсы, проводимые музеем Рериха, стали неотъемлемой частью культурной жизни не только Наггара, но всего штата Химачал-Прадеш. Индусы гордятся тем, что именно Химачал-Прадеш стал для Н.Рериха уникальным местом, т.н. «землей судьбы». Знакомство с жизнью и творчеством Н.Рериха включено в обязательную программу обучения старшеклассников этого штата. Долгожданное посещение Извары и знакомство не только с музеем и его экспозицией, но с разнообразной деятельностью музея, с его друзьями несомненно послужит хорош основанием для сотрудничества двух, таких похожих музеев Н.К.Рериха — а Изваре и Кулу, в России и Индии.
В.А.Фролов, кандидат физико-математических наук, заместитель директора Института ноосферного естествознания, руководитель междисциплнарного семинара в Доме Ученых (г.Пущино, Московской обл.) выступил с темой: «Космическая гипотеза: парадигма космоноосферы».
Главная идея его работы: целостность взаимосвязанной системы «Вселенная-биосфера-человек проговаривается языком современной науки с помощью системно-кибернетических и математических эвристических моделей. Выстраиваются основания благодатного для человеческого сознания синтеза Древнего Знания (дошедшего до нас в символической форме в мифах, легендах, сказаниях, философских и религиозных системах) и Новой Науки, по спирали познания возвращающейся, по сути, к тем же древним идеям и принципам мироустройства макро и микрокосмоса. Следствиями подобного подхода являются возможности построения всей воспитательной и образовательной работы в стремительно наступающей Эпохи Знания и Добродетели на основе господствующего принципа ЭКОЛОГИЯ СО-ЗНАНИЯ», объединяющего в себе нравственный и экологический императивы.
Суть: биосфера и ее планетно-космическая среда исследуются на основе развития одного из главных понятий учения В.И.Вернадского – понятия ОРГАНИЗОВАННОСТИ вещества, энергии и информации, между которыми происходит постоянный обмен по системе прямых и обратных связей во всех звеньях иерархических структур – Космической, Геосферной и Биосферной.
М.Л. Васюкова, директор детской библиотеки истории и культуры Санкт-Петербурга в докладе: «Книги о Вечном» выступила с предложением устраивать регулярные встречи встречи с детьми, молодежью и рассказывать о наиболее ярких, необычных, вновь изданных книгах. Участникам заседания она представила книгу японской писательницы Йоко Сано «Сказка про кота, который жил миллион раз». В этой сказке, как и во многих других своих произведениях, писательница обратилась к вопросам жизни и смерти. Сложные философские вопросы она облекла в простые и доступные формы.
Заочное участие в Круглом столе принял доктор педагогических наук, главный редактор журнала «Искусство в школе», художник, А.А. Мелик-Пашаев, приславший свой доклад «Проблемы художественного образования в России». В своем докладе А.А.Мелик-Пашаев ставит вопрос о важности и необходимости занятий искусством с детьми. Каждому педагогу, который занимается художественно-творческим развитием детей в системе так называемого дополнительного образования, приходилось отвечать на пристрастный вопрос: «Есть ли у нашего ребенка художественные (музыкальные, артистические, изобразительные и т.д.) способности?» В подтексте содержится другое: «Стоит ли ему посещать занятия?». Автор считает, что художественная одаренность присуща каждому нормально развивающемуся ребенку. Главная педагогическая задача состоит не в поисках и «селекции» одаренных детей, а в создании благоприятных условий для пробуждения у них личностной потребности в художественном творчестве. Но зачем это нужно каждому ребенку? По мнению автора, в условиях упомянутого выше рационалистического перекоса системы обязательного образования искусство охраняет психологическую цельность растущего человека, развивая область чувств в двух значениях этого слова. Во-первых, это сами органы чувств и то непосредственное восприятие мира, которое крайне угнетено господством условных знаков и общих понятий. Во- вторых, это душевные чувства, эмоциональная отзывчивость на все окружающее, предупреждение или преодоление эмоциональной глухоты. Далее: занятия искусством – наиболее естественный и эффективный путь к тому, чтобы каждый ребенок приобрел ранний опыт творчества, порождения и воплощения собственных замыслов в культурных, социально одобряемых формах. Культура не просто передается по наследству, она постоянно творится новыми поколениями живущих, потому и живет сама. И чтобы жизнь ее продолжалась, недостаточно, чтобы растущий человек только осваивал и воспроизводил какие-то знания, способы и нормы, которые уже наличествуют «без него» и «до него». Надо, чтобы он вносил в мир что-либо, большое или малое, из самого себя, по внутреннему побуждению, а значит – свободно, т.е. вырастал не только наследником культуры, но и ее творцом. Тут и выступает на первый план то, что, что называется дополнительным или свободным образованием. Свободное образование – это область творческих проб, поисков себя, своего возможного призвания, приоритетных путей самореализации неповторимой личности.
О.И. Савина, директор Эколого-образовательного Центра «Лесная Сказка» (п.Токсово), поделилась свои опытом эколого-образовательной работы. Ее темой стала «Деятельность Эколого-образовательного Центра «Лесная сказка»: просветительское, образовательное и психотерапевтическое направления».
Эколого-образовательным Центром «Лесная Сказка» разработаны различные экскурсионно-игровые маршруты по Ново-Кавголовскому лесопарку и Токсово. Программа путешествия по лесу строится по системному принципу, поэтому она охватывает несколько областей человеческой деятельности.
- Образовательную программу, «обёрнутую» в сказочный сюжет, и от этого превратившуюся в интерактивную ролевую экологическую игру;
- Спортивную часть;
- Гуманитарную составляющую – этнографическую, фольклорную, краеведческую;
- Праздничную часть – торжественную общую трапезу, народные игры и обряды по случаю праздника.
«Лесная сказка» – это площадка для концертов лесной музыки, занятий ремеслами и небольшой экспозиции по изучению родного края. В мини-зоопарке сотрудники Центра рассказывают про жизнь зверей и птиц в лесу, про их судьбу, показывают, что они умеют делать, а также предлагают пообщаться с животными, но т.к. это лесные, а не домашние животные, к ним нужен особый подход, умение понять другого, вступить с ним в контакт, не навязывая своё общение. Это и есть энималтерапия. В своих программах сотрудники Центра используют и элементы сказкотерапии, т.к. на примере сказок проще понять законы окружающей природы. На базе «Леной Сказки» открыта Школа молодого каюра, в которой учат азам ездового спорта. Свое выступление Ольга Игоревна закончила предложением о сотрудничестве с Изварой, о возможности создания филиала.
Б.Н. Винников (Москва), являясь архитектором-практиком и историком архитектуры, разрабатывает образовательную программу «Введение в теорию и историю архитектуры». Его собственное историческое изыскание посвящено истории уникальных шатровых храмов в России. В сообщении : «О новых находках в истории Шатровых храмов 16 века». Б.Н. Винников продолжил тему, с которой он выступал в прошлом году. За это время он дополнил свою работу новыми данными и изысканиями. Результатом его исследований стала публикация в журнале «Личность и культура».
Л.Я. Боркин, кандидат биол. наук, старший научный сотрудник Зоологического института РАН, председатель СПбСУ, выступил с темой «О проекте Гималайской экспедиции СПбСУ». Лев Яковлевич рассказал о научных задачах предстоящей экспедиции в Гималаи (Индия).
Н.И. Неупокоева, кандидат педагогических наук, сотрудник Центра социально-психологической поддержки «Агора», член комиссии по образованию СПбСУ, рассказала о запланированных маршрутах экспедиции по заповедникам Гималаев (Индия).
В ходе Круглого стола состоялся оживленный обмен мнениями среди участников. Одним из непосредственных результатов встречи стало проведение Ю.С. Барковой занятий с детьми детского сада и школы д. Извара на базе музея-усадьбы Н.К. Рериха на тему «Традиционная музыка народов мира» 29 августа 2011 г.
В завершении встречи состоялась презентация культурно-экологического маршрута музея-усадьбы Н.К. Рериха «Дорогами индусского раджи» с посещением зоопарка «Приют Белоснежки» в д. Шадырицы. Все программы для детей могут заканчиваться подобными экскурсионными поездками, т.к. при непосредственном соприкосновении с животными, природой, историей, создаются особые благоприятные условия для развития детей.
В музее работает творческая студия для детей «Город мастеров». Проводятся занятия по рисованию, бисероплетению, вышивке лентами.
10 мая 2011 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха состоялся семинар для педагогов дошкольных учреждений Волосовского района Ленинградской области на тему «Возможности музейной педагогики».
В рамках семинара в Музее была организована выставка детских фотографий и рисунков.
Для участников семинара дети детского сада п. Извара провели экскурсию по музею и усадебному парку, во время которой рассказали о художнике Н.К. Рерихе и его семье, познакомили с экспонатами музея и достопримечательностями парка.
На итоговом занятии с детьми по программе «Сокровища Извары», которая осуществлялась в течение 2010-2011 учебного года, сотрудники детских садов увидели результаты воспитания и обучения детей средствами музея.
Состоялся обмен мнениями, во время которого были отмечены положительные результаты сотрудничества музея и детских учреждений в формировании у детей исторического, экологического и культурно-эстетического сознания. Педагоги единодушно высказали мнение о необходимости взаимодействия детских учреждений и музея в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Большое дело малых очагов
В Детской библиотеке истории и культуры Петербурга на ул. Марата, 72, состоялась конференция в рамках программы «Культурный потенциал Северо-Запада России. Проблемы сохранения и развития», организованная совместно с Музеем-усадьбой Н. К. Рериха в Изваре.
Она была посвящена роли музеев, библиотек и локальных краеведческих центров в защите памятников культуры.
– У малых очагов культуры особая роль в сохранении исторической памяти, – считает заведующая Музеем истории города Шлиссельбурга Мария Валькова. – Наша обязанность – помочь человеку идентифицировать себя со своей малой родиной, дать ему понять, что история делается здесь, сейчас и каждым из нас.
Хотя Шлиссельбург и расположен близко к Петербургу, но туристический сезон, связанный главным образом с крепостью «Орешек», длится сравнительно недолго – с мая по октябрь. Именно тогда музей оказывается в центре внимания туристов. Во все остальное время он, как говорится, варится в своем собственном соку. В силу этих обстоятельств основная аудитория музея это жители родного города, в основном дети – школьники и дошкольники, их родители, бабушки и дедушки. Аудитория постоянная и благодарная, но требуется постоянно поддерживать ее интерес.
О действующем уже год проекте Каложицкого сельского поселения «История родного края» рассказал его научный руководитель Валерий Новиков. Здесь организован кружок юных краеведов, создается электронная база данных по истории поселения. Летом проходили «полевые экспедиции», включавшие изучение местности, опросы старожилов. Зимой проводились игры и викторины на краеведческие темы. В проекте организация школы юного экскурсовода.
– Основная цель проекта – воспитание бережного отношения к собственной истории и культуре, – говорит Валерий Новиков. – Есть и конкретная задача: подготовить учебное пособие по истории края – ведь недостаток источников по истории края порождает нелепые мифы и сказки.
Краевед Игорь Половинкин из Луги рассказал о планах создания музея истории лужского судоходства. Многие сегодня не знают, что на обмелевшей с годами реке Луге когда-то процветало судоходство.
Сергей ГЛЕЗЕРОВ
источник
Газета «Вести»:
Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре совместно с Детской библиотекой истории и культуры Петербурга провели научно-практическую конференцию в рамках программы «Культурный потенциал СевероЗапада России. Проблемы сохранения и развития», приуроченную к Дню культуры. Начало программе было положено музеем в Изваре год назад, 15 апреля 2010 года, к 75¬летию подписания Пакта Рериха, а сотрудничество этих двух очагов культуры началось в середине прошлого десятилетия.
НА ЗАЩИТЕ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
Как известно, 15 апреля отмечается Международный день культуры в связи с тем, что именно в этот день в 1935 году в Вашингтоне, в кабинете президента США Рузвельта, был подписан договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получивший известность как Пакт Рериха. Художник считал культуру главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества и видел в ней основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий. Именно поэтому Рерих и стал инициатором этого международного правового акта.
В более широком смысле под Пактом Рериха понимается не только конкретный юридический договор, но и весь комплекс мер по защите культурных ценностей, предложенный Н.К. Рерихом. Договор получил юридическое, а также философское, просветительское значение. Одной из главных его идей являлась консолидация всех общественных сил, заинтересованных в защите ценностей культуры.
С инициативой отмечать день подписания Пакта как Международный день культуры выступила в 1998 году Международная лига защиты культуры, учрежденная двумя годами ранее Международным центром Рерихов. С этого времени во многих городах России и всего мира 15 апреля проходит торжественное празднование Дня культуры. В декабре 2008 года по инициативе общественных организаций России, ряда стран Европы, а также Аргентины, Мексики, Кубы было создано международное движение за утверждение 15 апреля Всемирным Днем Культуры.
Год назад, к 75¬летию подписания Пакта Рериха, в Детской библиотеке истории и культуры Петербурга состоялась первая совместная конференция музея в Изваре и библиотеки в рамках программы «Культурный потенциал СевероЗапада России».
«Под потенциалом мы понимаем памятники истории и культуры, центры их изучения и охраны, музеи, учебные заведения, творческие коллективы и объединения и самые широкие слои культурной общественности, – говорилось на сайте музея Н.К. Рериха в Изваре. – Актуальность программы продиктована уникальным богатством и вместе с тем недостаточной освоенностью культурного потенциала СевероЗапада России. Результатом этого становится падение общего уровня культуры, прогрессирующее разрушение старинных усадеб, варварское разграбление памятников археологии, принимающее стихийные масштабы, и многие другие печальные примеры.
Решение этих проблем немыслимо без широкого общественного участия, развития локальных культурных центров и образовательной деятельности. Пропаганда и популяризация культурного потенциала как важнейшего ресурса является необходимым условием стратегического развития региона».
Конференция прошлого года в рамках программы «Культурный потенциал СевероЗапада России» была посвящена археологическим памятникам нашего региона, проблемам их изучения и сохранения. С докладами выступили сотрудники музеев Ленинградской области, Института истории материальной культуры РАН, Санкт¬Петербургского государственного университета, а также других научных и просветительских организаций.
В нынешнем году тема конференции звучала следующим образом: «Музеи, библиотеки, локальные краеведческие центры на защите памятников культуры». В ней приняли участие специалисты из различных музеев Ленинградской области, поделившиеся опытом своей работы.
КОМУ ИЗУЧАТЬ РОДНОЙ КРАЙ?
«В прошлом году нашему музею исполнилось двадцать лет, – рассказала заведующая Музеем истории города Шлиссельбург Мария Валькова. – Отличие локальных краеведческих музеев – особая роль в сохранении исторической памяти. Наша обязанность – помочь человеку идентифицировать себя со своей малой родиной, дать ему понять, что история делается здесь, сейчас и каждым из нас».
Хотя Шлиссельбург и расположен близко к Петербургу, туристический сезон, связанный главным образом с крепостью Орешек, длится сравнительно недолго – с мая по октябрь. Именно тогда музей оказывается в центре внимания туристов. Во все остальное время он, как говорится, варится в своем собственном соку.
«В силу этих обстоятельств особенность нашего музея – его постоянная аудитория, – отметила Мария Валькова. – Наша основная аудитория – это жители родного города, в основном дети – школьники и дошкольники, их родители, бабушки и дедушки. Аудитория постоянная и благодарная. В то же время требуется постоянно поддерживать ее интерес. Наша задача – сделать музей интересным и привлекательным, чтобы основные посетители, местные жители, приходили в него еще и еще. Для расширения аудитории действуют специальные программы для родителей с детьми, рассчитанные на привлечение посетителей в возрасте 25¬30 лет.
Учет и возможность этих особенностей позволяет на годы вперед строить работу с общеобразовательными учреждениями. Сотрудники музея знакомятся с планами и программами учебных заведений, ищут точки соприкосновения.
Наша долгосрочная программа сотрудничества с учебными заведениями получила название «Я – шлиссельбуржец». Огромную роль в ней играет методика подготовки и построения как всего цикла, так и каждого занятия. В чемто они очень похожи на школьные уроки и завершаются домашними заданиями – естественно, творческими».
О действующем уже год проекте Каложицкого сельского поселения «История родного края» рассказал на конференции научный руководитель проекта, краевед Валерий Новиков, занимающийся изучением юго¬западной части Ленинградской области.
«В рамках проекта был создан кружок юных краеведов, который проводит реальную исследовательскую работу, создается электронная база данных по истории сельского поселения, – отметил Валерий Новиков. – Летом с участием юных краеведов проходили «полевые экспедиции», включавшие изучение местности, опросы старожилов. Зимой проводились игры и викторины на краеведческие темы. В проекте – организация школы юного экскурсовода.
Основная цель нашего проекта – воспитание бережного отношения к собственной истории и культуре. Есть и конкретная задача – подготовить учебное пособие по истории края. Ведь складывается такая ситуация, что недостаток источников по истории края порождает нелепые мифы и сказки. Ведь Каложицкое сельское поселение обладает очень богатой историей. Здесь представлены памятники самых различных эпох и культур, начиная с XII века. Достойны внимания и сохранения памятники земской архитектуры XIX века».
МУЗЕИ, ШКОЛЫ, ФЕСТИВАЛИ
Краевед Игорь Половинкин из Луги поделился проектом создания Музея истории лужского судоходства. «Экспонатов собрано уже немало, налажены контакты с музеями в России и за рубежом (в частности, с Морским музеем Эстонии, существующим с 1935 года), – отметил Игорь Половинкин. – Осталось только найти помещение, чтобы разместить экспозицию. Для многих сегодня является открытием, что в нашей ныне обмелевшей реке Луге когдато процветало судоходство».
При поддержке издательскополиграфического комплекса «Гангут» 24¬25 июня нынешнего года музей планирует провести в городе Луги научную конференцию «Эра пароходов. История парового судоходства и судостроения».
Стоит упомянуть и о других докладах, прозвучавших на конференции. Краевед Наталья Топилина рассказала об опыте организации краеведческой работы при православном приходе преподобного Серафима Саровского в поселке Чаща, заведующий по молодежной политике культурнодосугового центра «Токсово» Денис Чернатов – о работе «Школы молодого каюра» на базе местного этноэкологического центра. Эта школа – клуб для детей, подростков и молодёжи, занимающийся ездовым спортом и активным отдыхом. В числе его направлений деятельности – экологическое образование и воспитание, экскурсии по зоопарку северных животных, НовоКавголовскому лесопарку и окрестностям Кавголовского озера как по зоне южной тайги, аутентичной для ездового спорта.
«Археология, краеведение, общество: в поисках взаимопонимания» – так звучала тема доклада старшего научного сотрудника музея¬усадьбы Н.К. Рериха в Изваре Ивана Стасюка. Об опыте проведения фестиваля народных музыкальных традиций «Череменецкое ожерелье» рассказал его организатор Алексей Сердюков. В августе прошлого года он состоялся в третий раз и уже стал традицией культурной жизни в поселке имени Дзержинского под Лугой. Фестиваль предоставляет концертную площадку исполнителям вокального, инструментального и хореографического искусства Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, а также зрителям — любителям народного творчества. Каждый год фестиваль принимает новых исполнителей, расширяя свою географию и жанровую палитру.
Как подчеркнула заведующая Детской библиотекой истории и культуры Петербурга Мира Васюкова, у музеев, библиотек, краеведческих музеев и центров одна общая цель – сохранение культуры и в исторических памятниках, и в наших сердцах и, конечно, передача ее новым поколениям.
Сергей ЕВГЕНЬЕВ
источник
15 апреля, в день подписания Пакта Рериха, отмечается всемирный День Культуры. Традиционно, Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре совместно с детской библиотекой истории и культуры Петербурга проводит ежегодную научно-практическую конференцию в рамках программы «Культурный потенциал северо-запада России. Проблемы сохранения и развития».
Тема конференции и круглого стола – «Музеи, библиотеки, локальные краеведческие центры на защите памятников культуры» - продиктована необходимостью взаимодействия и сотрудничества в области сохранения и развития культурного наследия «на местах», в удалении от крупных городов и научных центров. Прозвучали доклады, посвященные деятельности государственных и общественных краеведческих музеев, проблемам работы с подрастающим поколением, а также развитию областных и зарубежных центров русской культуры.
Темы прозвучавших докладов:
Валькова Мария Юрьевна, Шлиссельбург, Музей истории г. Шлиссельбурга, зав. музеем. Из опыта сотрудничества музея с учебными заведениями. Методика подготовки и проведения краеведческих занятий.
Петрова Алина Николаевна, колледж управления и экономики «Александровский лицей», педагог-организатор (СПб); Матвеева Алла Сергеевна Председатель общества славянских культур «Святогор» (г.Нарва, Эстония); Власов Александр Геннадьевич, студент 5-го курса исторического факультета СПбГУ СПб. Деятельность общественных организаций, в том числе национальных обществ, в области краеведения.
Новиков Валерий Николаевич, СПб, краевед. Проект "История родного края" Каложицкого сельского поселения.
Половинкин Игорь Валерьевич, журналист, краевед, г. Луга; Матвеев Владимир Николаевич, краевед, г. Луга. Музей истории лужского судоходства: от идеи до реализации.
Топилина Наталья Александровна, православный приход преподобного Серафима Саровского в пос. Чаща, краевед, СПб. Опыт организации краеведческой работы при православном приходе преп. Серафима Саровского в пос. Чаща.
Крылов Павел Валентинович, СПбИИ РАН, к.и.н., научный сотрудник. Наследие финских евангелическо-лютеранских приходов сельской Ингерманландии в культурном ландшафте Ленинградской области.
Ушаков Никита Вадимович, МАЭ РАН (Кунсткамера), к.и.н., научный сотрудник; Шувалова Ярослава Юрьевна, ИИМК РАН, СПб. Опыт фото-, видеофиксации работы местных краеведческих центров. По полевым материалам Лаборатории Аудио-визуальной антропологии (ЛАВА) МАЭ (Кунсткамера) РАН 2007-2009 гг.
Сердюков Алексей Юрьевич, частный предприниматель, организатор фестиваля народных музыкальных традиций «Череменецкое ожерелье», г. Луга. Практика взаимодействия негосударственных организаций и государственных (муниципальных) учреждений культуры. Некоторые примеры в г. Луга.
Чернатов Денис Сергеевич, культурно-досуговый центр «Токсово», зав. по молодежной политике. Работа «Школы молодого каюра» на базе этно-экологического центра в Токсово.
Стасюк Иван Вадимович, Музей-усадьба Н.К. Рериха, с.н.с., Извара, аспирант ИИМК РАН, СПб. Археология, краеведение, общество: в поисках взаимопонимания.
Васюкова Мира Львовна, СПб, Детская библиотека истории и культуры Петербурга, зав. библиотекой. Библиотека для детей сегодня – отголосок прошлого или надежда на будущее?
Программа этого дня по традиции завершилась музыкальной частью. Выступал лауреат российских и международных конкурсов Александр Оратовский (виолончель).
22 апреля 2011 г. в Москве в Доме ученых по адресу ул. Пречистенка, 16 пройдет Межрегиональная научно-практическая конференция «Приоритет Культуры в жизни общества».
Темы для обсуждения:
- Пути преодоления ущерба, наносимого низким уровнем Культуры в различных отраслях деятельности общества: в образовании, в науке, в искусстве, в безопасности и обороноспособности – в вооружённых силах, ФСБ, МВД, в здравоохранении, в экономике, в производстве и других отраслях:
- Основные тенденции (количественные характеристики) развития отраслей в условиях падения культурного уровня.
- Показать связь между снижением уровня культуры в обществе и понижением количественных показателей в отрасли на основе статистических данных, научных обоснований.
- Оптимизировать выводы, полученные в результате секционной работы деятелей культуры, научного и образовательного сообществ, наметить практические пути и методы преодоления выявленного ущерба.
- Приоритет Культуры в реализации государственной политики.
- Государственная культурная политика – в контексте национальной безопасности
Время работы конференции – 10.00 до 18.00
Начало регистрации – 9.00.
К участию в работе Конференции приглашаются представители государственных и общественных организаций, политических, религиозных и деловых сообществ, деятели науки, образования и культуры.
Организационный взнос: 500 рублей.
Для получения пригласительного билета отправьте, пожалуйста, сообщение о Вашем решении участвовать в Конференции на e-mail: conf-culture@mail.ru. В исключительных случаях (в случае отсутствия технической возможности) – позвоните по телефону 8 926 246 7797 и сообщите Ваши данные для включения в списки участников.
Заявки на участие и тезисы принимаются Оргкомитетом до 12 апреля 2011 г. по электронной почте conf-culture@mail.ru.
Справочный телефон конференции: 8 926-246-77-97
Вниманию иногородних участников: транспортные расходы и расходы по проживанию в Москве несет направляющая сторона или сам участник.
Для желающих выступить с докладами рассматривается очное и заочное участие. Планируется публикация материалов. Публикации для авторов бесплатные.
Тексты тезисов рассматриваются программным комитетом для включения в программу конференции.
Программу конференции Вы можете взять здесь.
Ответственный секретарь
Кузьмин Денис Львович
E-mail: udculture@mail.ru
Тел. 8. 926 246 77 97
Дорогие друзья!
15 апреля 2011 года Музей-усадьба Н.К. Рериха совместно с Детской библиотекой истории и культуры Петербурга проводит научно-практическую конференцию "Музеи, библиотеки, локальные краеведческие центры как стратегический ресурс культурного возрождения. Практика взаимодействия."
Мы приглашаем к участию в конференции работников городских и районных музеев, библиотек, школ, а также историков, археологов, краеведов и всех специалистов, занимающихся проблематикой истории и культуры Северо-Запада России.
В рамках конференции планируется круглый стол и свободный обмен мнениям по вопросам опыта, форм и перспектив развития краеведческой работы, практики взаимодействия.
Конференция будет проходить по адресу: Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 72, Детская библиотека истории и культуры Петербурга (дом Бажанова). Регламент конференции: доклад – 15 минут, сообщение – 10 минут. Возможен показ мультимедийных иллюстраций и видео (будет медиапроектор).
С уважением, оргкомитет.
norroendrengr@mail.ru
Izvara@inbox.ru
8 апреля 2011 г. в Изваре состоялась открытая лекция доктора биологических наук Александра Дмитриевича Миронова «Современный натурализм» для учащихся, педагогов, работников библиотек и всех интересующихся. А.Д. Миронов рассказывал о том, как и для чего нужно наблюдать природу, какие удивительные открытия может сделать не только профессиональный ученый, но и каждый любознательный натуралист, а также о том, какие возможности открывают перед любителями природы современные цифровые технологии. Рассказ сопровождался многочисленными иллюстрациями. Актовый зал Изварской школы был переполнен слушателями. По окончании лекции А.Д. Миронов пригласил всех желающих на прогулку по Изварскому парку, посмотреть глазами натуралиста на пробуждение весенней природы. Цикл открытых лекций будет продолжен силами специалистов Санкт-Петербургского союза ученых.