Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

Жизнь Музея

2021 год

С 24 декабря 2021 года по 24 января 2022 года у нас проходит выставка художников Б.В. Котика и А.К. Крылова под названием "Учитель и Ученик".


17 декабря в усадебном парке Извары, у озера с источниками прошла музейная встреча с детьми детского сада Извары.


Учащиеся и учителя в Музее-усадьбе Н.К. Рериха на выставке акварельных работ архитектора А.Э. Экка


Б.А. Смирнов-Русецкий

В Музее-усадьбе Н.К. Рериха до 1 декабря 2021 г. продолжает работу выставка картин художника Б.А. Смирнова-Русецкого (1905-1993 гг.)

Б.А. Смирнов-Русецкий был членом группы художников-космистов «Амаравелла». Группа начала складываться в 1923 году и окончательно оформилась в 1927 году под влиянием встречи с Н.К. Рерихом в 1926 году.

Из манифеста группы: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего человека».

Посетители могут познакомиться с картинами художника в Музее-усадьбе Н.К. Рериха. Предлагаем для ознакомления основные моменты биографии художника и некоторые из картин выставки.

Б.А. Смирнов-Русецкий биография

Поездка по Старине, или Российские Елисейские поля

В 1903–1904 годах Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной Рерих посетил более 40 городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов, Кострому, Изборск, Псков и др.

«Поездка по Старине» – так назвал это путешествие Н.К. Рерих. Во время путешествия был создан цикл «архитектурных этюдов» (свыше 75), которые были восторженно восприняты русским обществом. Многие из этих этюдов были воспроизведены на открытках издательства Общины св. Евгении.

«…Архитектурные этюды» слишком скромное и, поэтому, неверное заглавие для многообразного и величественного зрелища достопамятностей отечественной старины, запечатленных на холсте широкой и свежей кистью, выразительно обобщающей и тонкой в передаче того легкого и благостного покоя и света, коими так сильны все памятники древнего искусства. Было бы хорошо назвать эту сюиту «Пантеоном нашей былой славы», «Российскими Елисейскими Полями»… (С. Эрнст «Н.К. Рерих», с. 65)

Писатель Сергей Маковский отмечал: «Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей архитектуры... На его холстах монастыри, крепостные башни и соборы — окаменелые легенды древности... Рерих сумел написать не только их ''реальную'' внешность. Он написал их поэзию, их древнюю душу...».

Восхищение художника Н.К. Рериха шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Пораженный красотой увиденного во время своего путешествия, Рерих вдохновенно обратился к культурной общественности с призывом «узнать и полюбить Русь». И сам он с неиссякаемой энергией включился в борьбу за охрану памятников старины.


9 октября 2021 г. в Музей-усадьбе Н.К. Рериха в Музыкальной гостиной состоялась творческая встреча с авторами и исполнителями – представителями Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, представившими для посетителей Музея концерт "ОСЕННИЙ РОМАНС".

В концерте принимали участие:

Альберт ЯЦЕВИЧ – композитор, педагог, Доктор педагогики, доктор музыкального искусства, профессор, действительный член АРСИИ им. Г.Р. Державина, Заслуженный деятель русской культуры, автор гимна Изваре.

Илья ГОНЧАРОВ – композитор, пианист, музыкальный педагог, лауреат международных фестивалей. Отмечен орденом Святой Екатерины и медалью "За заслуги в культуре и искусстве". Действительный член и профессор АРСИИ им. Г.Р. Державина.

Виктор Георгиевич ОРЕШКИН – доктор педагогики, профессор Академии русской словесности и изящных искусств им. Г.Р. Державина, поэт, музыкант, лауреат международных и всероссийских конкурсов, Заслуженный деятель русской культуры

Наталия КАРПЕКО – певица, педагог, член-корреспондент АРСИИ им. Г.Р. Державина

Ксения ЖАМЕРКО – певица, член-корреспондент АРСИИ им. Г.Р. Державина, дипломант международных конкурсов


8 октября 2021 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха прошел детский праздник «День рождения улицы Рериха в Изваре», посвященный Дню рождения улицы им. Николая Рериха в Изваре.

Гостей праздника приветствовали представители администрации Волосовского района, звучала музыка в исполнении духового оркестра, и песни, исполненные учащиеся школ. Дети читали стихи и представляли свои творческие работы на темы, связанные с творчеством Н.К. Рериха. В день рождения новой улицы, в ознаменование мира и дружбы всех людей запустили над Изварой белых голубей.


7 октября 2021 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха прошла встреча-занятие с детьми детского сада Извары по теме «Усадебный дом художника Николая Рериха в Изваре». Проведена экскурсия для детей. Путешествие по усадебному дому. Знакомство с усадебной культурой.

Из воспоминаний Н.К. Рериха: «Двух лет не было, а памятки связались с Изварою с лесистым поместьем около станции Волосово в сорока верстах от Гатчины…».


2 октября 2021 г. в Музее прошёл XXXVI Областной праздник «Зажигайте сердца», посвященный 147-летию со дня рождения Н.К. Рериха.

В этом ежегодном мероприятии, насыщенном интересными и познавательными сюжетами, посетители смогли увидеть и принять участие в:


Знакомство Н.К. Рериха с Владимиром Васильевичем Стасовым.

Встреча Рериха со Стасовым состоялась в 1895 году в Публичной библиотеке, где работал Владимир Васильевич – заведовал художественным отделом. Николай Константинович принес рукопись о значении искусства для современной жизни и попросил Владимира Васильевича ознакомиться с ней и высказать свое мнение. В.В. Стасов бегло просмотрел работу. Завязалась увлекательная для обоих беседа. На прощанье Владимир Васильевич сказал: «Рукопись оставьте, а сами непременно приходите еще. Потолкуем».

В.В. Стасов - выдающийся знаток искусства и критик, оказывавший заметное влияние на художественную жизнь Петербурга. Н.К. Рерих стал часто бывать у В.В. Стасова. Он делился с критиком своими творческими замыслами, прислушивался к его советам.

В экспозиции Музея есть фотография Н.К. Рериха с В.В. Стасовым в Публичной библиотеке 1897 г.

Общение с В.В. Стасовым придавало Николаю Константиновичу уверенность в правильности избранного пути. Далеко не все, даже в художественной среде, могли оценить по достоинству интерес молодого художника к родной старине. Рерих встречал подчас равнодушие, непонимание, даже насмешку. «При мне,– сообщал он в одном письме к Стасову, – говорят, что заниматься родным эпосом может только ограниченный человек: ведь это меня хотели обидеть, конечно».

Стасов внимательно относился к творческим поискам и замыслам своего молодого друга. Работая над картинами, Рерих советовался со Стасовым относительно подробностей этнографического характера.

В экспозиции Музея есть копии писем Н.К. Рериха В.В. Стасову, написанные в Изваре. Эти письма хранится в Институте русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук.


Извара. 14 октября 1897 г.

«Глубокоуважаемый Владимир Васильевич.

Спасибо за письмо, с благодарностью принимаю Ваши пожелания, хотя именинник я 6-го декабря. Знаете, за чем Ваше письмо меня застало? – за обдумыванием картины – из моих славянских сюжетов, хотел набросать Вам эскизец, но потом решил умолчать; мало ли какие ещё изменения будут. Даю понять своим, что, если не позволят работать, я серьёзно из себя выйду и, Университета, пожалуй, не кончу. Теперь моё время за краски взяться выкидыш ничего не стоит – настолько и переношенное никуда не годиться. Вот оказия! Совсем было думал сказку написать, а вдруг славянская картина полезла – не удержать. Когда же вы Владимир Васильевич, моё божество распинать будете и «тощий грибной суп» расхлёбывать? Кабы у меня была ложка – я бы помог. Совсем я тут мало о божественном думаю. Какою Вам представляется крыша славянской избы? Островерхою, соломенною?..»


11 июня 1897 г. Извара.

«Глубокоуважаемый Владимир Васильевич.

Недавно я увидел одну избу, которая, при сближении с юртой, кажется, подойдёт к славянской постройке. Для картины сочинил я следующие избы.

Крыша из жердей с двумя связами. Местами крыта тростником или соломой. Наверху жерди торчат. Дым идет сверху.

Сам городок на холме, я думаю, может быть просмолённым (чтобы не гнил).

Мне очень важно бы было знать Ваше мнение относительно избы. Так как по многом обстоятельствам мне в этом месяце в Питере быть не придётся, то не будете ли добры черкнуть мне об избе; может быть, также пришлёте статью бандеролькой?…»


В 1993 г. сотрудники музея приняли участие в подготовке издания писем Н.К. Рериха к В.В. Стасову и В.В. Стасова Н.К. Рериху." (Из серии Письма Н.К. Рериха.Санкт - Петербург. 1993 г. Редактор - составитель серии В. А. Росов)


23 сентября 2021 года в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в рамках программы «Здравствуй музей!» прошло занятие «По земле Извары» с детьми из Детского сада дер. Извара. Целью мероприятия было познакомить детей с усадьбой художника Н.К. Рериха. Сформировать у детей понятие об историко-культурных ценностях, воспитывать в них потребность бережного отношения к ним. Развивать в детях интерес к истории нашего края, а также способности к эстетическому восприятию окружающего мира.

Занятие началось с прихожей усадебного дома. Дети узнали что такое «Музей», для чего создаются музеи. В гостиной узнали о семье художника Н.К. Рериха. Затем дети совершили путешествие по усадебному парку: узнали о старых, вековых и экзотических деревьях парка, об аллеях. Занятие продолжилось у родниковых озер, ключей и речки Изварки. Закончилось путешествие у Дома художника Н.К. Рериха


В 1895 году произошло большое событие в жизни Н.К. Рериха – он познакомился с Владимиром Васильевичем Стасовым. Встреча Рериха со Стасовым состоялась в Публичной библиотеке. Николай Константинович принес рукопись о значении искусства для современной жизни и попросил Владимира Васильевича ознакомиться с ней и высказать свое мнение. В.В. Стасов бегло просмотрел работу. Завязалась увлекательная для обоих беседа. На прощанье Владимир Васильевич сказал: «Рукопись оставьте, а сами непременно приходите еще. Потолкуем».

Выдающийся знаток искусства и критик, оказывавший заметное влияние на художественную жизнь Петербурга на протяжении нескольких десятилетий, В.В. Стасов сыграл большую роль в жизни Рериха. Он работал в Императорской Публичной библиотеке (ныне Государственная Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина – площадь Островского, 1) – заведовал художественным отделом. Н.К. Рерих стал бывать у В.В. Стасова. Он делился с критиком своими творческими замыслами, прислушивался к его советам. Владимир Васильевич возлагал на молодого человека большие надежды, прежде всего, как на ученого-исследователя, зная о его занятиях археологией. В экспозиции Музея есть фотография Н.К. Рериха с В.В. Стасовым в Публичной библиотеке 1897 г.

Общение с В.В. Стасовым придавало Николаю Константиновичу уверенность в правильности избранного пути. Далеко не все, даже в художественной среде, могли оценить по достоинству интерес молодого художника к родной старине. Рерих встречал подчас равнодушие, непонимание, даже насмешку. «При мне,– сообщал он в одном письме к Стасову, – говорят, что заниматься родным эпосом может только ограниченный человек: ведь это меня хотели обидеть, конечно».

Стасов внимательно относился к творческим поискам и замыслам своего молодого друга. Работая над картинами, Рерих советовался со Стасовым относительно подробностей этнографического характера.

В экспозиции Музея есть копия письма Н.К. Рериха В.В. Стасову от 14 мая 1897 г., написанного в Изваре. В письме Рерих нарисовал мезонин и подписал: «Моя комната, там работаю».


На территории музея-усадьбы Н.К. Рериха существуют несколько старинных построек, среди которых интерес представляет деревянное строение рядом с усадебным домом. В «Листах дневника» Н.К. Рерих писал: – «1896 год… В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха. Нужно славянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец кует меч, настоящий, железный, точь-в-точь как мы находили в курганах…»

В этой мастерской, здесь, в Изваре, Н.К. Рерих написал картину «Сходятся старцы» (1898).

В экспозиции Музея представлены фотографии: 1. Картина Н.К. Рериха «Сходятся старцы» в изварской мастерской, фото 1898 г. 2. Н.К. Рерих в изварской мастерской, фото 1897 г.


11 сентября 2021 года в Музее-усадьбе Н.К. Рериха состоялся мастер-класс художника-реставратора Анны Пейчевой «Основы реставрационной живописи. В мастер-классе приняли участие Изварские школьники. Дети узнали, что такое «реставрация». В практической части мастер-класса школьники учились восполнять красочный слой картины на специальных заготовках, имитирующих картину, требующую реставрации. Результаты своей работы они получили в подарок.


Николай Сычев

11 сентября 2021 года в музее-усадьбе Н.К. Рериха открылась выставка картин «Симфония камней» художника Николая Сычева.

Николай Сычев родился 9 мая 1948 года в Ленинграде в семье музыканта.

С 1960 г. ходил во Дворец пионеров в кружок рисования к известному педагогу С.В. Левину.

С 1963-1966 г. учился в 190-й художественной школе М.А. Гольдина и В.В. Ватенина.

С 1966-1972 г. студент художественно-промышленного института ЛВХПУ по специальности дизайнер по интерьеру и оборудованию.

С 1975 г. главный художник дома Ленинградской торговли ДЛТ.

С 1977 г. главный художник музыкальной фабрики имени Луначарского.

С 1978 г. главный художник галантерейного комбината «Лаума» в городе Лиепая в Латвии.

С 1980 г. участвует во всех текущих выставках в городах Лиепая, Кулдига, Рига, Клайпеда, Даугавпилс.

С 1990 г. участвует в восстановлении Лиепайского морского Никольского собора архитектора В.А. Косякова, который проектировал морской собор в Кронштате.

Николай Сычев проектировал иконостас, писал иконы, пел в церковном хоре, случайно открыл роспись на стенах храма.

С 1975-2021 г. преподает основы композиции, конструктивный рисунок, экспериментальную живопись.

В Детском саду «Петушок» 5 лет преподавал начальные шаги творчества.

В колледже декоративно-прикладного искусства 5 лет вел занятия по рисунку.

В институте ДПИ в Санкт-Петербурге на кафедре истории культуры вел основы и стили архитектуры.

С 2000 по 2018 года работает главным художником по экспозиции музея нонконформистского искусства.

С 1980 по 2021 год провел и участвовал более чем в 300 выставках в Русском музее, Манеже, в музее Кингисеппа и выставочных залах Пскова, Новгорода, Волхова, Петрозаводска.

Работы находятся в частных коллекциях Дрездена, Сан-Франциско, Иерусалима, Еревана, Риги, Рима, Далласа, Ричмонда, Лондона.

В 1975 году познакомился с художником и куратором выставочных проектов Евгением Орловым.

С 2010 г. Николай Сычев куратор и организатор проекта фестиваля мини-арт в СПб, Великом Новгороде, Пскове.


«В прихожей пахло яблоками...» – писал Н.К. Рерих.

Сад был утрачен.

Сотрудники музея посадили новый.


4 сентября 2021 г. в музее-усадьбе Н.К. Рериха состоялся мастер-класс художница-космистки Марии Ивановой. Учителя и ученики Изварской школы под руководством Марии рисовали горы...

Ученики этого занятия остались очень довольны и выразили желание участвовать в таких мастер-классах и в дальнейшем.


В экспозиции музея представлены экспонаты, связанные с гимназией, в которой учился Н.К. Рерих. Это была гимназия Карла Ивановича Мая, которая располагалась неподалеку от дома, на Василевском острове. Это была одна из лучших гимназий Петербурга, дававшая прекрасное классическое образование. Из ее стен вышли многие знаменитые люди. «Сначала любить – потом учить» – было девизом гимназии и коллектива педагогов во главе с директором, объединенных этой прекрасной идеей.

Среди экспонатов:

- Фотография любимого учителя Н.К. Рериха, Александра Лаврентьевича Липовского, преподававшего историю и литературу.

- Фотокарточка, подаренная гимназистом Рерихом Липовскому в 1892 году. На обороте его автограф: «Дорогому Александру Лаврентьевичу на добрую память».

- Визитная карточка А.Л. Липовского.

- Письмо Н.К. Рериха А.Л. Липовскому 1915 года, в это время Липовский возглавлял гимназию после умершего директора Карла Ивановича Мая, а Рерих – в это время, будучи уже известным живописцем, тоже был директором рисовальной школы Императорского Общества Поощрения Художеств. В письме Н.К. Рерих благодарит любимого учителя за то, что он учил в любом явлении искать его истоки. Этому принципу Рерих следовал с ранних лет всю жизнь.

Бесценные экспонаты переданы в дар музею семьей Липовских. В Музее хранятся и другие экспонаты, подаренные семьей Липовских.


20 августа 2021 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха открыта выставка «Редкие издания Н.К. Рериха и о Н.К. Рерихе».

На выставке представлены прижизненные издания книг Н.К. Рериха и о Н.К. Рерихе, написанными его современниками. Это лишь небольшая часть редких книг из фондов Музея.


«…Из нашей семейной хроники вспоминаются два эпизода, имеющие общее значение. Около нашего имения лет 55 тому назад перед Великим постом сгорела церковь. Такое несчастье угрожало всей округе встретить без храма и Страстную неделю, и светлый Христов праздник. Чтобы не оставить местных жителей без духовной радости, отец мой широко пришёл на помощь: пожертвовал одно из строений с окружающею землёю и в течении шести недель усиленными трудами строение было преобразовано в храм. Засияла колокольня, поспел иконостас, и в Вербное воскресенье было поднятие креста и освящение храма…» ((Рерих. 1995. С. 510)

Второй эпизод относится ко времени Петра Первого: прадед Н.К. Рериха отказался уничтожать пригородную церковь в ходе военных действий «по его глубокой религиозности».

«Очевидно, по семейным традициям пришлось и мне, - пишет Н. Рерих, - неоднократно иметь неприятности по делу храмостроения и охранения древностей…» (Рерих. 1995. С. 510).

Следует отметить, что активное участие отца художника, К.Ф. Рериха, в деле строительства храма недалеко от Извары зафиксировано в Статистическом отчете Санкт-Петербургской епархии. Среди преданий, записанных Н.К. Рерихом в окрестностях, было упоминание о том, что место для храма в д. Грызово выбрал когда-то сам Пётр 1 после одного из сражений, поставив деревянный крест. После пожара было решено построить на тои же месте новый каменный храм. Н.К. Рерих в основании храма был найден большой старинный крест, но нее деревянный, а каменный, с двумя круглыми отверстиями. Происхождение креста неизвестно, его положили на место, где он был найден, в основание храма. На рисунках Н.К. Рериха запечатлены и церковь, и её священник о. Александр (Румянцев).

Воспитываясь в семье с глубокими религиозными традициями, Н.К. Рерих воспринимал их также глубоко с детства. Изварские родники освящались во время праздника Крещения Господня, священника приглашала матушка Николая, Мария Васильевна Рерих. Именно благодаря ей Н.К. Рерих с раннего детства имел возможность общаться с о. Иоанном Кронштадтским, который был духовным отцом Марии Васильевны. Уже при жизни отец Иоанн прославился многими чудесами и исцелениями. Отец Иоанн даст однажды Николаю Рериху своё напутствие: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться» (Рерих. 1995. С. 242)


1 августа в Музее-усадьбе Н.К. Рериха открылась выставка московской художницы Марии Ивановой.

Мария художник-космист, лауреат российских и международных конкурсов живописи, член Профессионального Союза художников России, член Русского Космического общества.

К настоящему времени, Мария создала четыре серии своих работ: Единство Космоса, Великие Гималаи, Энергия музыки и Храм Духа. Каждая серия является частицей целого – внутреннего микрокосмоса художницы.

Сильное влияние на ее творчество оказали светоносные полотна выдающегося русского художника Н.К. Рериха, а также поездка в Индию, в Сикким, где произошло первое знакомство с Восточными Гималаями, священной Канченджангой, которая стала одной из самых ее любимых горных вершин.

В основу живописных поисков художницы также легли идеи космизма: единство микро и макрокосма человека и Вселенной, расширение сознания через красоту и знания, через осмысление роли человека в беспредельном космическом пространстве, когда наша напряженная творческая мысль способна проникать в самые отдаленные уголки мироздания.

Посетители выставки, восхищенные картинами, оставили художнице в книге отзывов слова сердечной благодарности.


«Около Извары почти при каждом селении были обширные курганные поля от X века до XIV. От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи. В это же время Ивановский производил исследование местных курганов, и это тем более подкрепило желание узнать эти старые места поближе. К раскопкам домашние относились укоризненно, но привлекательность от этого не уменьшалась. Первые находки были отданы в гимназию, и в течение всей второй половины гимназии каждое лето открывалось нечто весьма увлекательное.» Н.К. Рерих. Листы дневника. 1937 г.

«Кто хоть немного соприкасался с археологией и хоть один раз побывал на раскопке, тому ведомо, насколько увлекательно это дело» Н.К. Рерих. На кургане. 1898 г.

«Спасибо вам, изварские курганы» – писал Н.К. Рерих. Полвека. 1935 г.

Одно из приоритетных направлений работы Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре с момента его создания стало археологическое изучение территории Ижорского плато и его округи. У истоков этого изуче5ния стоял когда-то сам Н.К. Рерих.

Извара, расположенная в окружении многочисленных археологических памятников нескольких эпох, естественным образом становится локальным центром их изучения и музейного представления. Полевые археологические исследования музей проводит, начиная с 1990 г.

Археология занимает важное место в научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, организационной и просветительской работе музея. Полевые археологические исследования МУРИ проводит с 1990 г. Краткий обзор раскопок 1990–1993 года опубликован [Семенов 1999]. В этот период музеем были организованы исследования на древнерусском могильнике Озера (руководитель – к.и.н. Н.И. Платонова, ИИМК РАН, а также небольшие архитектурно-археологические раскопки в усадебном парке (руководитель – С.М. Чернов, ГИОП). При этом среди остатков фундамента усадебной беседки начала XX века под дерном были обнаружены бронзовое ромбощитковое височное кольцо второй половины XII–начала XIII вв. и фрагмент стенки средневекового гончарного сосуда.

Все находки из раскопок первых лет в настоящее время демонстрируются в постоянной экспозиции.

В 1993–1994 гг. А.А. Селин (д.и.н., Староладожский музей-заповедник) по инициативе МУРИ проводил археологические разведки в Волосовском районе, составил ряд исторических карт, отражающих систему расселения Покровского Озерецкого погоста на 1500 г., 1566 г., 1618/1621 гг., 1676 г., 1748 г., 1788 г.

В 1996 году в Музее-усадьбе Н.К. Рериха была открыта выставка, при участии Государственного Эрмитажа, Института Истории Материальной Культуры РАН, Российской Национальной библиотеки, музея истории Санкт-Петербургского Университета, ЦГИА и целого ряда других организаций Петербурга и Ленинградской области прошла выставка «Археологическая деятельность Н.К. Рериха», посвященная 100-летию начала сотрудничества Н.К. Рериха с русским Археологическим Обществом и 150-летию самого РАО. На этой выставке были представлены уникальные археологические предметы, найденные Н.К. Рерихом в археологических экспедициях.

На разных этапах консультативную и организационную помощь музею оказывали петербургские археологи: д.и.н., чл.-корр. РАН Е.Н. Носов, д.и.н., профессор А.Н. Кирпичников, д.и.н., профессор С.В. Белецкий, д.и.н. Н.В. Хвощинская (ИИМК РАН); д.и.н. Л.С. Марсадолов, к.и.н. Я.В. Френкель, к.и.н. А.Н. Мазуркевич, к.и.н. Ю.М. Лесман, В.Б. Панченко (ГЭ); к.и.н. В.Н. Седых, С.Л. Кузьмин, А.В. Смирнов (СПбГУ); д.ф.н., к.и.н. А.А. Хлевов (Русская Христианская Гуманитарная академия). Археологические доклады звучат практически на всех организованных музеем конференциях и семинарах.

В результате работ 2002–2003 гг. была осознана значимость археологии для изучения эволюции всего усадебного комплекса. Материалы раскопок 2002–2003 гг. представлены ныне в экспозиции, посвященной истории Извары.

В 2005–2007 гг. под руководством старшего научного сотрудника А.В. Семенова на территории усадебного парка производились разведочные раскопки. В 2004 г.

А.В. Семенов защитил дипломную работу на тему: «Археологические памятники Извары и ее окрестностей в контексте археологии Ижорского плато». Исследованию подверглись остатки архитектурных сооружений второй половины XVIII – первой половины XX вв., в переотложенном слое встречено небольшое количество позднесредневековой керамики. Параллельно производились разведки на территории Волосовского района.

В результате исследований 2008 года на территории усадьбы Извара открыт культурный слой, содержащий керамику XIV–XVII вв. Керамика встречена на берегах Изварского озера – очевидно, именно эта прибрежная зона была заселена в эпоху средневековья.

В Изваре сейчас экспонируются предметы из раскопок Е.А. Рябинина (Кайболовское городище, могильники Валговицы, Великино, Большие Озертицы и др.), Н.И Платоновой (могильник Озера) и случайные находки I – XV веков, а также артефакты из раскопок в усадебном парке. Перспективная программа развития музея-усадьбы Н.К. Рериха включает создание специальной историко-археологической экспозиции, посвященной древнему и средневековому прошлому Ижорской возвышенности с прилегающими территориями бассейна рек Невы и Луги.

Музей-усадьба Н.К. Рериха сотрудничает с Северо-западной археологической экспедицией НИИКСИ СПбГУ; некоторые материалы из разведок и раскопок экспедиции на территории Волосовского района переданы музею руководителем работ С.Л. Кузьминым. Консультативную помощь музею постоянно оказывают сотрудники Института Истории Материальной Культуры РАН и Государственного Эрмитажа.

Особую категорию археологических памятников Северо-Запада составляют средневековые каменные кресты. Еще в начале XX века на Ижорском плато они были представлены множеством находок. Много времени отводил их фиксации Н.К. Рерих.

В ходе разведок 2008 года на территории Волосовского района коллекция каменных крестов МУРИ пополнилась 6 экземплярами различной сохранности, выявлены ранее неизвестные местонахождения. // И.В. Стасюк. Извара – музей и памятник археологии.

В 2009 г. археологической экспедицией музея проводилось исследование древнерусского городища на реке Лемовже, в 6 км от Извары. Находки – оселок и фрагменты керамики XIII века – представлены на выставке археологии музея. Городища Городок в 1896 г. открыл и исследовал Н.К. Рерих. Также сотрудниками музея проводились исследования курганного могильника в дер. Черная.

В 2009–2015 гг. Ижорско-Лужская археологическая экспедиция музея проводила раскопки могильника Ратчино на западе Ижорского плато. Это уникальный многослойный памятник, содержащий погребения, совершенные с I по XIII века н.э. Находки из Ратчино – перстни, браслеты, фибулы, серповидный нож и втульчатый топор (кельт) – представлены в этой витрине.

В 2013 г. при поддержке Министерства культуры РФ музеем и лабораторией археологии СПбГУ под руководством к.и.н. Е.Р. Михайловой проведены спасательные раскопки могильника Удосолово. Миниатюрная фибула найдена в ходе этих раскопок. В 2016 – 2017 гг. к изучению памятника приступила Ижорско-Лужская археологическая экспедиция музея.

В 2019 г. в музее открылась постоянно-действующая археологическая выставка «Древности Ижорского плато», представляющая разнообразие археологических памятников Ижорского плато и историческое своеобразие этой территории.

С 2017 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в марте месяце проходят ежегодные научно-практические конференции «Рериховские археологические чтения».


«Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели» Н.К. Рерих «Самое первое». Так писал Николай Константинович Рерих о столовой усадебного дома в Изваре. Листы дневника. 1937 г.

Сохранилась фотография столовой, выполненная бароном А.П. Верландером после покупки Извары у Рерихов. Этот снимок запечатлел еще прежний, рериховский, интерьер, по ней и восстанавливали столовую.

В центре столовой есть предметы мемориальной мебели семьи Рерихов из квартиры в Санкт-Петербурге. Стол обеденный из дуба с раздвигающейся столешницей. Стулья с кожаными сидениями, кабинетные.

Подлинный усадебный предмет мебели – резное кресло XIX в., стоящее рядом с самоварным столиком и «тульским» самоваром.

Высокий стенной буфет красного дерева XIX нач. XX вв.

Не все сохранились старые ели, вместо утраченных сотрудники музея посадили новые, они уже подрастают.

Не сохранился оригинальный камин – его заменили близким по времени, привезенным из Санкт-Петербурга.

У центрального окна столовой кресло «курульное», предмет мебели XIX века.

С правой стороны от выхода из столовой стоит кресло «Дуга, топоры и рукавицы» XIX века.


«Кто хоть немного соприкасался с археологией и хоть один раз побывал на раскопке, тому ведомо, насколько увлекательно это дело» («На кургане». 1898 г.), «Спасибо вам, изварские курганы» – писал Н.К. Рерих («Полвека». 1935 г.)

Здесь, в Изваре, началось знакомство Н.К. Рериха с историей родной земли. Легенды и предания, которые хранили люди, населявшие изварскую землю, насыщенную древними памятниками, пробудили интерес к археологии юного Рериха.

«Около Извары почти при каждом селении были обширные курганные поля от X века до XIV. От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи. В это же время Ивановский производил исследование местных курганов, и это тем более подкрепило желание узнать эти старые места поближе. К раскопкам домашние относились укоризненно, но привлекательность от этого не уменьшалась. Первые находки были отданы в гимназию, и в течение всей второй половины гимназии каждое лето открывалось нечто весьма увлекательное.» (Н.К. Рерих. Листы дневника. «Археология» 1937 г.)

Так началось приобщение Н.К. Рериха к археологии, науке, которая помогала будущему художнику оживить картины прошлого, давала возможность узнать особенности истории этой земли, подтверждала факты мирного взаимодействия, многозначительности взаимных влияний во всех сферах жизни и творчества разнообразных племен, населявших эту землю, своеобразия и особенностей становления Руси.

Уникальность Извары как центра историко-археологического изучения и музейного показа древностей Северо-западного региона Новгородской земли обусловлена её расположением в самом сердце Водской земли необычайно насыщенной археологическими памятниками.

Археология имела большое значение в жизни и творчестве Н.К. Рериха.

С 1990 г. сотрудники музея-усадьбы Н.К. Рериха организовывали и проводили изучение археологических памятников Извары, её окрестностей, Ижорского плато.

В 1997 г. в музее состоялась выставка уникальных археологических находок Н.К. Рериха, хранящихся в Эрмитаже и конференция, посвященная археологической деятельности Н.К. Рериха.

В 2019 г. в музее открылась постоянно-действующая археологическая выставка «Древности Ижорского плато», представляющая разнообразие археологических памятников Ижорского плато и историческое своеобразие этой территории.

С 2017 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в марте месяце проходят ежегодные научно-практические конференции «Рериховские археологические чтения».


«С многолюдством народным мне пришлось встречаться во всей моей жизни – писал Н.К. Рерих. В Изваре всегда было многолюдно. Во время охоты довелось встречаться с народом во всех видах его быта. Затем раскопки дали народную дружбу. Поездки по многим древним городам создали встречи самые незабываемые. Потом в Школе каждый год приходилось встречаться с двумя тысячами учащихся, в большинстве с фабричными тружениками всяких областей. И эти встречи навсегда составили ценнейшие воспоминания, и душа народная осталась близкой сердцу. (…)

Народ русский испокон веков задавался вопросом о том, как надо жить. Странники всегда были желанными гостями. Хожалые люди не только находили радушный ночлег, но и должны были поделиться всеми своими накоплениями. Сколько трогательной народной устремленности можно было находить в таких встречах!» (…). Н.К. Рерих. Листы дневника. «Народ», 1938 г.

В музее-усадьбе Н.К. Рериха и сейчас многолюдно. Приходят в музей посетители – познакомиться с широкой, многогранной деятельностью Н.К. Рериха – выдающегося русского художника, археолога, путешественника, мыслителя, общественного деятеля, защитника культурного наследия человечества.

Осенью, в октябре в Изваре проходит областной праздник, посвященный Дню рождения Н.К. Рериха. В музее проходят научно-практические конференции, открываются выставки, творческие встречи. В рамках проекта «Извара как школа природы, и истории и культуры» проводятся занятия с детьми. Продолжает музей и традицию усадебных музыкальных вечеров.


В экспозиции Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре представлен уникальный экспонат – картина Н.К. Рериха «Петербургский этюд» 1901. Работа выполнена на холсте маслом, её размер: высота – 32.5 см, ширина – 24.6 см. На картине изображены заснеженные крыши домов, небо. В правом нижнем углу авторская надпись: «Брату Борису 26.03. 1904 г. Н. Рерих 1901»

Этюд был подарен брату – Б.Н. Рериху и хранился в его семье, затем у наследников.

20 января 2008 г. картина «Петербургский этюд» была передана в дар музею от родственницы Н.К. Рериха Марии Дмитриевны Кузнецовой.

В данной момент картина «Петербургский этюд» находится на реставрации.

Н.К. Рерих был старше Б.Н. Рериха на 11 лет и не упускал возможность ему помочь.

«Дорогой Боря. Пишу из Ростова. Здесь прекрасно и древностей много. Вчера получил Твоё письмо. (…) Материала много. Из Москвы вышлем плёнки. Прояви их пожалуйста.(…) Поцелуй маму, очень рады, что она хорошо себя чувствует. Что наши путешественники? Как Твоя работа? Твой Н.Р. (1 июня 1903 г.)» (Киркевич В.Г. Борис Рерих. Повесть про молодого брата. 2005, С. 6.)

«Дорогой Боря! Сегодня едим в Гельсингфорс и Або. (…) Покупкою восточных монет не увлекайся, – всё равно коллекции их полной не составишь. Когда думаешь вернуться? Если в июле, то я хотел бы тебе предложить поехать вместе в Кексгольм, Коновец, Валаам, Сердобль. Напиши, когда думаешь вернуться? Написал 8 этюдов, есть довольно удачные. Будет не бесполезно, если поедешь с Макаренкой на могильники. Он хороший человек и введёт тебя немного в местную археологию (…) Очень приятно, что у Вас всё хорошо и мама здорова. Пиши, когда будет что – напишу. Маму и Лидию все целуем. Поклон Макаренке, как его нога? Написал бы он! Целую крепко. Н.Р (Финляндия . 1907 г.)» ( Киркевич В.Г.- указ соч. – С.7.)


Не все знают, что Извара находятся на высоте 110 метров над уровнем моря. Это возвышенность, в недрах которой, в древних известняках хранится чистейшая вода, и именно это делает пространство Извары таким особенным. Вода выходит на поверхность множеством родников. Родники оживляют возвышенность и рождают озера прямо здесь, недалеко от родительского дома Н.К. Рериха в парке имения, дающих начало реке – Изварке.

«По прямой аллее надо бежать к озеру. Ключи не замерзают зимою. Дымятся, парят среди снегов. Вода светлая, ледяная. Дикие утки и гуси тут же у берега.» Н.К. Рерих. Листы дневника «Самое первое».

Родники в Изваре – это место, имеющее большое значение в жизни Н.К. Рериха. Изварские родники освещались во время праздника Крещения Господня, священника приглашала мать Николая Константиновича – Мария Васильевна. Дети в семье Рерихов воспитываясь с глубокими религиозными традициями. Крёстным Отцом у Марии Васильевны был Иоан Кронштадтский. Отец Иоан даст однажды Николаю Константиновичу своё напутствие: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться!»


В парке музея-усадьбы Н.К. Рериха среди различных пород деревьев – елей, вязов, ясеней, клёнов и берёз – много лип.

Возле южного фасада усадебного дома растут две могучие липы, есть отдельные липы и в парке. Сохранился в парке и фрагмент липовой аллеи.

В юго-западной части парка есть круглая беседка. Не все знают, что это ни что иное, как посаженные кругом вековые липы, среди которых могли помещаться дерновые скамьи.

Из липовой беседки открывался живописный вид на луг и озеро.

Липы сейчас цветут, и по парку разливается приятный аромат. Липовый цвет очень любят пчёлы, они целым роем гудят на липах, трудятся, собирают нектар. Пчёлы поселились здесь же в парке в старой берёзе. На лугу, рядом с парком были улья (Проект реставрации парка усадьбы Н.К. Рериха. – Л., 1973. С. 22. Описание парка сделано на основе плана и рассказов Веры Ершовой (Внучка директора Детской Земледельческой колонии в Изваре М.П. Беклешова 1916-1918 гг, ориентирах сохранившихся до нашего времени и на основе натуральных исследований ) и пчелки в июле собирали душистый липовый мёд.

У древних славян липа была священным деревом и отождествлялась с богиней любви и красоты – Ладой. В старину у наших предков ни одно празднество не обходилось без обрядовых сцен возле лип. Под липами они водили хороводы, которые посвящались липовому цвету и липовому мёду.

Славяне почитали липу не только как священное дерево, но и как дерево-мать, дарующее своим детям всё необходимое. Ложка, чашка, ковш, поднос и другие предметы обихода, без которых не обходилась любая крестьянская изба, вырезались из липы. Многие столетия наши предки ходили в липовых лаптях. Из лёгкой липовой древесины делали щиты, которые защищали воинов от вражьих копий и сабель. На липовых досках писали иконы, из лип вырезали иконостасы, музыкальные инструменты. Древесину липы использовали для высекания «живого» огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах.

Липу использовали и как особый оберег. Повсеместно считалось, что в липу не бьёт молния, поэтому её сажали у домов и не боялись скрываться под ней во время грозы.

Приглашаем посетить музей-усадьбу Н.К. Рериха, прогуляться по усадебному парку и насладится дивным ароматом цветущих лип.


Из истории Извары: «Очерк развития рыбоводного хозяйства в имении Извара», А.П. Вернандера, Сосницкой волости, Царскосельского уезда, СПб губернии, автор В.Н. Песков.

Верландер А.П. приобрел имение в 1899 г. Имение расположено на плоской возвышенности (51 сажень н.у.м.).

Сейчас озеро тщательно вычищено и разделено на несколько прудов плотинами. Поверхность плоская и воды не могут быть никуда спущенными.

Каменный завод представляет из себя 3-х этажное каменное строение, по фундаменту 5 саж. х 2 с.2 с четв. аршина. Первые 2 этажа из дикого камня с футировкой кирпичом. Крыша покрыта оцинкованным железом. Первый этаж – естественный холодильник, температура воды у ключей почти постоянная 4 градуса. На втором этаже – выростные аппараты калифорнийской системы (всего 18) при 6 кранах по числу каскадных аппаратов. В левой стороне бетонный бак с тремя отсеками, разделенными сеткой. Там находятся мальки, выпущенные из аппаратов и ждущих выпуска в выростные пруды. Третий этаж занят выростными аппаратами системы проф. Коста (всего 14), расположенных на уступчатых этажерках. Завод освещается эл. лампочками накаливания. Отопление изразцовыми печками.

Имеются естественные и искусственные пруды и садки. Прудки разделены на отсеки и покрыты металлической сеткой от диких уток. По берегам паркового пруда растут старинные ивы и березы, а у нагульных прудов – мелкий бредняк и березняк. На юж. болотистом берегу нагульных прудов – хвойный лесок. Температура воды в реке – 6-9 градусов (летом до 13). Иловатое дно содержит много корма. Для увеличения содержания кислорода в прудах посажены водоросли, дно обложено дерном.

Основным продуктом рыбзавода является форель – свирская и радужная американская.

Выпуск мальков в пруды и притоки реки в течение мая, там держат до октября, затем переводят в просторные прудки (еще один год или чуть более), позднее – в нагульные пруды (на 3-4 года) и только после этого поступают в продажу.


20 июня 2021 г. посетил Музей-усадьбу Н.К. Рериха гость из Индии Дханешвар Мандал.

Дханешвар Мандал – профессор древней истории, культуры и археологии в Аллахабадском университете. Мандал поступил в Аллахабадский университет в качестве ассистента-исследователя в 1960 году. Он стал профессором и вышел на пенсию в 1993 году. Несмотря на то, что он никогда не получал докторскую степень, он руководил несколькими студентами-кандидатами. Мандал получил известность с публикацией своей книги «Айодхья: археология после сноса».

Переводчиком у Дханешвара Мандала была его дочь, они давно мечтали побывать в Музее-усадьбе Н.К. Рериха. Учёный археолог осмотрел музей, оценил археологическую коллекцию. Встретился с сотрудниками музея, подарил свою книгу «Сафарнама» и брошюру о Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 653, с углубленным изучением иностранных языков, хинди и английского Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора.


19 июня 2021 г. музей-усадьбу Н.К. Рериха в Изваре посетили сотрудники Государственного историко-мемориального музея «Смольный» – музея, посвященного чрезвычайно важному этапу в жизни страны и города. Здание, где ныне находится музей и Администрация Санкт-Петербурга, стало эпицентром революционных событий 1917 года. Истории Смольного как колыбели революции посвящена основная часть экспозиции музея. До революции в здании находилось первое в России государственное женское учебное заведение «Смольный институт благородных девиц».

Гости осмотрели экспозицию и выставки музея в усадебном доме, осмотрели Училищный дом Детской земледельческой колонии, входящий в комплекс памятников музея-усадьбы, совершили прогулку по экологической тропе. Коллеги из музея «Смольный» подарили музею-усадьбе Н.К. Рериха набор открыток с изображениями агитационных плакатов и текстами популярных песен Советского периода (1918-1933 гг.) и книгу «Смольный. 1917 год. 100 лет Великой русской революции» – СПБ, 2017.


19 июня 2021 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха в День рождения музея, состоялась концертная программа «Музыкальный подарок».

В концерте принимали участие музыканты из Санкт-Петербурга – Константин Гулин (фортепьяно), Анна Федорченко (домра), Мария Гулина (вокал), в их исполнении прозвучали следующие произведения: Эдгар "Романс", Муньер "Испанское каприччо", Каччини "Мандригал", Кьерульф "Желание", Кушелев-Безбородко "Так рвется душа", Шопен "Мазурка", Чайковский "То было раннею весной", Брамс "Интермеццо", Цыганов "Плясовая", "Вальс".


19 июня 2021 г. в рамках проекта «Извара как школа природы, истории и культуры в летнем оздоровительном лагере МОУ «Изварская СОШ» состоялось мероприятие «Знамя мира над Изварой. Пакт Н.К. Рериха, его значение. Герб Извары».

Дети узнали о Знамени мира и его значении. Познакомились с историей принятия Пакта о защите культурных ценностей и о его уникальности.

В заключении занятия дети посмотрели выставку «Эхо войны». Мероприятие состоялось в канун Дня памяти и скорби – Дня начала Великой Отечественной войны. Детям были представлены фотографии и личные вещи погибших защитников Родины – защитников г. Ленинграда, поднятые поисковиками на Волосовской земле.


В парке Музея-усадьбы Н.К. Рериха, близи южного фасада господского дома у пейзажной дорожки растет пихта белая (Abies alba).

Распространена пихта в Карпатах, Центральной и Южной Европе.

Широко культивируется повсюду как декоративное парковое растение. Дерево 30–65 м высотой и 2 м в окружности ствола, кора бело-серая, долго остающаяся гладкою, хвоя длиной 2–3 см на концах тупая (не колючая). Живёт пихта 300–400 лет.

Растет очень медленно. Особенности пихты таковы, что она плохо переносит загрязнение воздуха дымом и газом, но хорошо растет в сельской местности.

На коре пихты есть своеобразные пузырчатые образования. Внутри них и находится пихтовая смола. Из коры вырабатывают живицу – пихтовый бальзам. Сырье, из которого получают лечебное пихтовое масло, – древесная хвоя и ветки молодого дерева. Используются также почки и смола. Пихтовая смола служит сырьем для производства скипидара. Эфирное масло получают путем переработки шишек, молодых веточек и хвои. Из эфирного масла для медицинских целей получают камфору.

Вокруг пихты сложились десятки легенд и преданий.

Алтайцы, например, относятся к пихте с особой осторожностью. Древняя легенда гласит, что пихта была создана хозяином подземного мира Эрликом, который состязался с верховным существом Ульгенем, вырастившим кедр.

Пихта традиционно ценилась у народов Приморья. За ее вырубку человека могли даже казнить.

Восточные славяне практиковали особый обряд венчания, во время которого жених и невеста обходили вокруг пихты, растущей у озера.

Пихтовые ветки бросали на дорогу во время похоронной процессии. Считалось, что энергия этого дерева поможет усопшему в его потусторонних странствиях.


В парке Музея-усадьбы Н.К. Рериха растут лиственницы. В 2005 году на территории парка были проведены ботанические исследования. В результате исследований были выявлены группы старовозрастных деревьев, среди них четыре дерева лиственницы европейской (Larix decidua). Лиственница произрастает в умеренных и холодных (субарктических и субальпийских) областях Евразии и Северной Америки. В благоприятных условиях вырастает до 80 м высоты при диаметре ствола до 1,5–2 м. Доживает до 300–400 лет, зарегистрированы лиственницы возрастом до 900 лет и более.

Осенью деревья полностью сбрасывают хвою. Древесина лиственницы твёрдая, упругая, прочная, смолистая, чрезвычайно стойкая против гниения. По твёрдости дерево уступает только дубу.

О лиственнице сложено много сказок, мифов и легенд. Это растение издавна играло особенную роль в жизни коренных народов Сибири. По их поверью лиственница – древо Мира. Корни олицетворяют подземные владения, ствол – царство людей и животных, крона – вотчину высших сил.


В парке Музея-усадьбы Н.К. Рериха возле господского дома растет ель сизая.

Eль сизая (лат. Picea glauca), также ель канадская – вечнозелёное древесное растение, вид рода ель (Picea) семейства сосновые (Pinaceae).

Происходит из Северной Америки. Культивируется как декоративное растение. Ель сизая представляет собой вечнозелёное хвойное дерево, высотой 15 – 20 м, редко до 40 метров, диаметр ствола – до 1 метра. Крона тонкая, узкая конической формы. Является деревом-символом канадской провинции Манитоба, а также североамериканского штата Южная Дакота.

Родовое имя «Ель», имеет древнеславянские корни и означает – «колючий». Такое название дерево получило благодаря острой, похожей на колючки, хвое. Видовое же имя «сизая» ель получила из-за характерного сизоватого окраса хвои и серо-коричневой коры.


На территории музея-усадьбы Н.К. Рериха берёт своё начало речка Изварка.

Исток реки – в родниковых озёрах недалеко от усадебного дома. Устье реки находится в 48 км по правому берегу реки Лемовжи, в деревне Чёрное. Длина реки составляет 6 км.

Удивительные по красоте и выразительности картины окрестной усадьбы и реки Изварки описывает Н.К. Рерих в этюде «По реке с лучом», опубликованном в 1893 году:

«…Река мелка. Дно ярко освещено. Вода не спит. Тихо течёт она, точно тончайшая кисея движется. Контуры камней дрожат; прямая веточка, слов¬но змейка, извивается.

Вот лодка идёт подле берега; точно панорама движутся перед нами обросшие лесом берега. Около самой воды стоит мельница. Много лет она не работала; наконец, обветшала - развалилась. Штукатурка выветрилась... Безобразными грудами навалены камни... Часть стены ещё держится; окно мрачно чернеет; как призрак белеет косяк. Ведь знаешь это место; сколько раз сидел тут - на реку любовался; а ночью и не узнать совсем, смотришь, как на незнакомую декорацию. Но лодка движется дальше, мельница потонула в темноте. Неожиданно что-то задевает по шапке - жутко как-то станет - взглянешь, это прибрежная ива, словно руки, протянула свои ветви над рекою. Пламя дрогнуло. Смолистым дымом пахнуло - ночной ветер промчался. Всё спит. Нехотя подымаются утки перед лодкой. Вдруг яркий свет прорывает мглу. Обернёшься. Началась зарница. Резкими пятнами пробегает она по небу. То там блеснёт, то сям - изумляет вас своею неожиданностью. То как окно откроется и бросит отблеск на воду, то мягкой полоской сверкнёт по горизонту…».

Есть река Изварка и в рисунках Николая Константиновича. На рисунке изображена Изварка, на берегу трава, одинокое дерево и большой камень. На заднем плане – густая чаща леса. Под рамкой подпись Н.К. Рериха: «Изварка», 5 июня в 12 часов»


«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» – писал Н.К. Рерих.

Извара – имение родителей Николая Константиновича Рериха. Владели усадьбой Рерихи с 1872 г. по 1900 г. Извара для Николая Константиновича – это «родное гнездо», родительский дом, счастливый мир детства и юности. Его любовь к ней, тысячи воспоминаний и ассоциаций, которыми пронизаны «листы дневника» художника делают Извару бесценным памятником русской культуры.

«Шуршат колеса ландо по гравию. Вот и белые столбы ворот. Четверка бежит бойко. Вот-вот было славно! Желанка, Красавчик, Принц и Николаевна. Кучер Селифан. Деревни – Волосово, Захонье, Заполье – там даже в сухое время лужи непролазные. От большой дороги сворот в Извару.

Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом» – писал в листах дневника Н.К. Рерих. В усадебном доме было 12 комнат. На первом этаже, помимо столовой и гостиной, находился кабинет Константина Федоровича Рериха и две комнаты для гостей «одна комната зеленая, другая – голубая». В мезонине были детские комнаты, а потом – кабинет Николая Константиновича.

В Изваре всегда было много людей. Помимо членов семьи, прислуги, приходивших по делу крестьян, егерей и лесников, в дом часто приезжали гости. Круг общения отца – Константина Фёдоровича был достаточно широкий, в него входили – скульптор М.О. Микешин, художник И.К. Пархоменко, историки Н.И. Костомаров и К.Д. Кавелин, востоковеды А.Н. Позднеев и К.Ф. Голсунский, писатель, историк и публицист Д.Л. Мордовцев, русский ученый, химик Д.И. Менделеев.

«Двух лет не было, а памятки связались с Изварой, с лесистым поместьем … в сорока верстах от Гатчины…» – писал Николай Константинович в листе дневника «Самое первое», – «И все-то мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы...».


В парке музея-усадьбы Н.К. Рериха и его окрестностях жёлтым ковром покрыли землю одуванчики. В 1945 году, в год Победы, Н.К. Рерих создает эскизы к балету И.Ф. Стравинского «Весна священная» (не авт. название). Девушки кружатся в хороводе, украшенные венками из одуванчиков, в центре их – избранница с гирляндой так же весенне-золотистых цветов, руки и взор ее устремлены к солнцу. Юноши играют на свирели, в общем действе участвуют и старцы. Праздник вечного обновления, природа в весеннем уборе из желтых цветов, в юном ликовании устремляется в радужную даль.

Это не только русская весна, это – триумф всего человечества, дожившего до окончания войны.

«Праздник. Пусть будет это тот праздник, которым всегда праздновали победу весеннего солнца. Когда надолго выходили в леса; любовались цветом деревьев; когда из первых трав делали пахучие венки и украшали ими себя.

Люди радовались. Среди них начиналось искусство.

…Какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство…

Надо открыть глаза на красоту, захороненную и забытую и от неё пойти к обновлению жизни во имя будущего».

Н.К. Рерих


В Изварском филиале ГБУК ЛО «Музейное агентство» – Музей-усадьба Н.К. Рериха в прейскуранте цен на предоставляемые услуги произошли изменения, действующие с 17.05.2021 года.

Право на льготное (бесплатное) посещение без экскурсионного обслуживания, при предъявлении соответствующих документов, имеют все категории граждан, указываемые в прейскуранте раннее (см. приложение) и так же следующие категории граждан:

– лица, не достигшие 16-летнего возраста (вне зависимости от гражданства) при индивидуальном посещении;

– пенсионеры, проживающие на территории Ленинградской области, из числа лиц в возрасте 65 лет и старше;

– пенсионеры, не проживающие на территории Ленинградской области, либо проживающие на территории Ленинградской области, из числа лиц в возрасте до 65 лет;

– лица, не достигшие 16-летнего возраста (вне зависимости от гражданства) при организованном посещении;

– лица от 16 до 18 лет;

– инвалиды III группы.


В парке старинной русской усадьбы «Извара» зацвели ели!

В парке есть еловая аллея, она ограничивает усадьбу с севера. Среди деревьев аллеи есть долгожители – вековые ели, со времен Рерихов. Уцелели не все, на вместо утраченных, сотрудники музея-усадьбы Н.К. Рерих, посадили новые и они уже дстаточно высокие.

В далёкой Индии, вспоминая Извару в листе дневника «Самое первое» Н.К. Рерих писал: «Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели…»

Наука говорит о том, что хвойные деревья не цветут, это своеобразное образование шишек. Микростробилы (мужские колоски) пазушные, образуются на концах побегов прошлого года, у основания окружены чешуйками. Мегастробилы (женские шишки – малиновые свечки на концах ветвей) появляются на концах двулетних ветвей. Сначала они растут вертикально, затем постепенно поворачиваются верхушкой вниз и становятся повислыми.

Ель – дерево, которое вырастает высотой до 35 метров, но при этом остается очень стройным и раскидывает свои ветви не более чем на 1,5 метра. Первое десятилетие своей жизни дерево растет очень медленно. Цвести начинает только спустя 25-30 лет.

Цветет ель в конце весны. Как правило, это происходит в лесной глуши. Цветение ели – это очень интересное явление, которое видели совсем немногие. Посетители музея-усадьбы Н.К. Рериха могут полюбоваться этим цветением вековых деревьев.


15 мая 2021 года в Музее-усадьбе Н. К. Рериха в Изваре состоялась акция «Ночь музеев», которая началась в 19:00 и закончилась в 22:00.

Участники мероприятия совершили «Музыкальное путешествие», которое началось в гостиной Усадебного дома семьи Рерихов в 19:00. В концертной программе участвовали лауреаты всероссийских и международных конкурсов – преподаватели Александр Тремасов (балалайка), Марина Климова (фортепьяно) и учащиеся – Анастасия Климова (фортепьяно), Яков Лев (балалайка), СПбГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская музыкальная школа №7».

Продолжением было знакомство со старинной усадьбой, где прошли детские и юношеские годы Н.К. Рериха. Гости осмотрели экспозицию и выставки в усадебном доме, узнали подробности жизни и творчества Рериха, ощутили особую атмосферу русской усадьбы.

Программа завершилась прогулкой по парку и экологической тропе.

Сценарный план программы концерта «Музыкальное путешествие»

Александр Тремасов (балалайка), Яков Лев (балалайка), Марина Климова (фортепьяно), Анастасия Климова (фортепьяно)

  1. Р. Диенс «Небесное танго»
  2. Концертная пьеса на тему романса В. Баснера «Белой акации гроздья душистые» в обр. А. Шалова
  3. А. Баццини «Хоровод гномов». Исп. Александр Тремасов и Марина Климова
  4. Ф. Лист «Грёзы любви», исп. Анастасия Климова
  5. Еврейская народная песня «Тумбалалайка» в обр. А. Шалова
  6. Концертные вариации на тему русской народной песни «Калинка» в обр. В. Городовской. Исп. Яков Лев и Марина Климова
  7. Русская народная песня «Заиграй, моя волынка» в обр. Б. Трояновского. Исп. Яков Лев, Александр Тремасов и Марина Климова
  8. В. Гаврилин «Часики», «Галоп», исп. Анастасия и Марина Климовы
  9. В. Монти «Чардаш»
  10. А. Цыганков Пьеса-шутка на тему русской народной песни «Перевоз Дуня держала». Исп. Александр Тремасов и Марина Климова

Среди разнообразных памятников природы, археологии, архитектуры, истории и культуры Извары есть уникальный комплекс, ставший памятником социально – педагогических достижений в России – Училищный дом Земледельческой колонии.

Первоначально Колония размещалась на Ржевке (под Петербургом). Основанная в 1871 г., колония была создана для жизни и обучения труду мальчиков и юношей в возрасте от 10 до 18 лет из числа «бездомных осиротелых и обездоленных» в результате русско-японской войны.

C 1906 г. руководил колонией М.П. Беклешов (1866-1946 гг.). В советское время Беклешов был одним из первых «красных» профессоров педагогического института им. Герцена, инспектором школ, подобных Изварской.

В 1906 г. М.П. Беклешов становится директором С.-Петербургской Земледельческой колонии. М.П. Беклешов был одним из инициаторов и организаторов патроната-системы, дающей возможность вышедшему из колонии воспитаннику продолжить образование, привлекал прогрессивно настроенных учителей. Колония была образцовой, известной не только в России, но и за рубежом.

В 1913 г. в связи с возникшей военной угрозой встал вопрос о перемещении колонии дальше от Петербурга. Для размещения колонии было предложено несколько вариантов. Михаил Павлович останавливается на имении «Извара», которое принадлежало Министерству Юстиции.

В 1914-1916 гг. в Изваре было осуществлено строительство комплекса зданий колонии по проекту архитектора А.А. Яковлева.

Созданный А.А. Яковлевым проект представлял собой яркий образец идеи, близкой многим деятелям культуры Серебряного века – «города-сада» – некоего идеального образа педагогического комплекса, гармонирующего с природой ландшафта старинной русской усадьбы Извара, родниковыми озерами и лесами Ижорского плато. Колония состояла из комплекса жилых зданий, лазарета и Училищного дома со встроенной церковью в стиле модерн. Ансамбль колонии был построен на северо – востоке от усадебного дома и составлял с усадебными постройками имения Извара в композиционном отношении единое целое.

В 1916 году Земледельческая колония переезжает в Извару. Девизом колонии стали слова В. Гюго: «Кто открывает школу – тот закрывает тюрьму». Воспитание велось в соответствие с лучшими традициями русской и мировой педагогики. Юные колонисты занимались общественно-полезным трудом, оказывающим положительное влияние на их воспитание. В Изваре под его руководством работал коллектив талантливых педагогов. М.П. Беклешов возглавлял колонию с 1906 г. до конца ее существования в 1919 г. До настоящего времени от комплекса зданий, построенных по проекту А.А. Яковлева, сохранился Училищный дом в стиле модерн со встроенной церковью.

Детская земледельческая колония в Изваре продолжала свое существование и после революции 1917 года, переименованная в исправительно-трудовую колонию, вплоть до 1955 г. Церковь в 1996 г. была передана православной общине Извары и освящена во имя Казанской Иконы Божией Матери. Само здание было признано памятником архитектуры и передано на баланс Музею-усадьбе Н.К. Рериха.

Училищный дом

22 апреля 2021 г. в музее-усадьбе Н.К. Рериха в рамках программы «Сокровища Извары», проведена музейная встреча со старшей группой МДОУ «Детский сад» №22 деревни Извара на тему: «Здравствуй, музей!».

В зале, где принимали гостей – гостиной, дети рассмотрели уникальные предметы, которые принадлежали семье художника.

В следующем зале – столовой, детей увидели большой дубовый стол семьи Рерихов. Рассмотрели коллекционные предметы музея: резные дубовые стулья и кресла, большой стенной буфет, самоварный столик с тульским самоваром, ясеневые панели, камин. Рассмотрели на стене фотографию столовой, сделанную в то время, когда здесь жили люди.

В мезонине, на втором этаже, где при Рерихах располагались детские комнаты, узнали об увлечениях Н.К. Рериха: об археологии, о его любви к природе, и о живописи. Рассмотрели одну из первых работ Н.К. Рериха этюд «Папоротники» (1890-е гг.). Большое впечатление произвел на детей этюд к фреске «Вечер богатырства киевского» или «Как перевелись богатыри на Руси» (1896 г.).


24 марта 2021 года в музее-усадьбе Н.К. Рериха была открыта выставка картин художника Александра Константиновича Крылова: «Александр Невский и Николай Рерих. Пересечение путей и судеб».

На выставке представлены пейзажи исторических мест:

«Шум-гора-могила Рюрика» 2021 г.

«Священный камень у урочища Каменища у деревни Дятлицы.» 2020 г.

«Выбуты. Ольгина луговина» 2015 г.

«Старинная улочка в Порхове» 2019 г.

«Звонница погоста Гимрека 1650 г. на Онежском озере.» 2020 г.

«Николин монастырь в Ладоге» 2013 г.

«Ладога.Олегова могила.» 2013 г. и другие работы.


В музее-усадьбе Н.К. Рериха в Изваре 24 марта 2021 г. состоялась Пятая региональная научно-практическая конференция «Рериховские археологические чтения в Изваре».

Тема археологических чтений 2021 года: «Археология в музее как путь познания Родины: сохранять, изучать, просвещать».

Акцент в работе конференции был сделать на культурно-образовательном и научно-просветительскомзначении археологии как пути познаниякультурных связей разных племен и народов, процесса становления Русского государства, уникальных особенностей истории России и сопредельных стран, отраженных в археологических предметах и коллекциях, представленных в музеях. Доминантой Рериховских Археологических чтений в этом году является увлекательная творческая задача: обменопытом и идеямиметодологиии конкретных практических приемов включения подлинных археологических объектов – памятников, коллекций, экспонатов – в образовательный и воспитательный процесс.

Присутствующие прослушали доклады, посвященные итогам полевых исследований и актуальным разработкам в области археологии Северо-Запада России.

Открыла конференцию Черкасова О.А. (заведующая Музеем-усадьбой Н.К. Рериха в Изваре). Приветственное слово.

Были представлены доклады следующими участниками конференции:

1) м. Вениамин (Семенов А.В., благотворительный фонд возрождения полковой церкви св. Георгия, г. Кингисепп). Значение археологии в жизни и творчестве Н.К. Рериха.

2) Матехина Т.С. (с.н.с.Музея-института семьи Рерихов, Санкт-Петербург). Специфика археологической деятельности Н.К. Рериха.

3) Стасюк И.В. (н.с.ИИМК РАН, Санкт-Петербург). Извара и археология в музейном пространстве Ленинградской области.

4) Семенов С.А. (н.с., ученый секретарь отдела охранной археологии ИИМК РАН, Санкт-Петербург); Васильев Ст.А. (с.н.с. ИИМК РАН, Санкт-Петербург). Возможности музеефикации археологических объектов Ижорского плато.

5) Михайлова Е.Р. (заведующая Лабораторией археологии, исторической социологии икультурного наследия СПбГУ, Санкт-Петербург). Древности верхнего течения Оредежа.

6) Корнева Т.В. (м.н.с. ИИМК РАН, Санкт-Петербург); Севастьянов Н.А. (аспирант СПбГУ, Санкт-Петербург); Директоренко А.В. (дизайнер, Санкт-Петербург); Холкина М.А. (доцент кафедры археологии СПбГУ, Санкт-Петербург); Ивицкая А.Н. (м.н.с. Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург); Муравьев Р.И. (ст. лаборант МАЭ РАН);Микишатьев Ф. М. (ведущий специалист архива РГО). «Камни предков»: опыт создания современной выставки каменных орудий.

7) Шмелев К.В. (н.с. Лаборатории археологии, исторической социологиии культурного наследия СПбГУ, Санкт-Петербург); Михайлова Е.Р. (заведующая Лабораторией археологии, исторической социологии икультурного наследия СПбГУ, Санкт-Петербург);Широкова Н.В.(главный архитектор проекта по реставрации, архитектурное бюро«Студия 44», Санкт-Петербург); Тарасов И.И. (н.с. Лаборатории археологии, исторической социологии и культурного наследия СПбГУ, Санкт-Петербург). Наугольные палаты — Первый Кадетский корпус. Перспектива создания музейной экспозиции по результатам исследований здания.

8) Кочиева М.Г. (методист отдела музейной педагогики Государственного музея истории Санкт-Петербурга). Археология + Потенциал когнитивного синтеза в музее.

9) Николаева Е.В. (методист отдела музейной педагогики Государственного музея истории Санкт-Петербурга). Изучение археологического наследия края через декоративно-прикладное творчество». Из опыта работы детской музейной студии «Яниссаари».

10) Мешалкина М.А. (искусствовед, независимый исследователь). Наскальное искусство в музее: история и перспективы.

11) Пежемский В.Г. (педагог доп. образования, руководитель Археологического клуба ПМЦ «Лигово»). Педагогика и археология: новые методы взаимодействия.

12) Панченко В.Б. (н.с., хранитель отдела архитектурной археологии Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург). Каменные кресты Ленинградской области: опыт изучения и сохранения памятников в поле и музее.

13) Куликова Ю.Н. (хранитель археологических сборов Музея-института семьи Рерихов, Санкт-Петербург). О создании выставочного проекта «Следы древних путников: менгиры, оленные камни, херексуры…» (стендовый доклад).

14) Михаил Родин (журналист, автор научно-просветительских проектов, главный редактор журнала «Прошлое», программы «Родина слонов», Москва). Археология и научное просвещение. Видеодоклад.

После общего обсуждения и подведения итогов участники конференции совершили прогулку по экологической тропе в парке музея-усадьбы Н.К. Рериха.


В музее продолжаются занятия с учениками Изварской СОШ, посвященные изучению музейного дела. 4 марта 2021 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха участники занятия познакомились с с экспозицией музея, узнали историю появления в музее ряда экспонатов, а так же попробовали себя в роли сотрудников музея: изучали экспонаты, составляли их описание.


4 февраля 2021 года в Изварской СОШ прошли два занятие программы «Здравствуй, Музей!» по совместной программе Музея-усадьбы Н.К. Рериха и Изварской школы.

Несмотря на то, что за окном был мороз, и лежал снег, в кабинете 4 класса было невероятно тепло, светило яркое солнце. Тема нашего занятия: "От Извары до Кулу". В ходе занятия ученики познакомились с особенностями жизни Индии, традициями жителей этой замечательной страны, национальными праздниками. Как выяснилось, Извара и Индия, не смотря на то, что находятся далеко друг от друга, очень похожи, природа, люди, традиции. Так в окружении ярких пейзажей, под национальную музыку Индии в Изварскую школу ненадолго вернулось лето.

Второе занятие было проведено для учеников разных классов. Под руководством сотрудников музея и учителей школы, ребята ступили на сложный путь освоения музейного дела. На первом занятии, мы поговорили о видах музеев, особенностях формирования музейных коллекций. Ученики познакомились с историей появления музея Изварской школы, самыми первыми экспонатами. На первом занятии были сделаны первые шаги по сложному, но интересному пути музейного дела.


30 января 2021 года в Музее-усадьбе Н.К. Рериха была открыта выставка из цикла: «Любите Индию» – выставка репродукций картин Н.К. Рериха. В своих работах Н.К. Рерих отобразил все богатство этой страны, ее удивительную природу, красоту Гималаев, а так же отобразил единство и особенности двух великих стран – Индии и России.

Н.К. Рерих говорит о непосредственном родстве культуры России и Индии, это отражается в схожести искусства, в орудиях быта, строительстве, корнях речи. Во всём этом он видит единство наших народов.

«Идея Востока и Запада – идея близнецов, которые никогда не встретятся, – писал Н.К. Рерих в очерке «Радость творчества», - для нашего ума уже закостеневшая идея. Мы уже не должны верить в то, что искусственные стены могут разделять лучшие импульсы человечества, импульсы творческой эволюции. И теперь перед нашими глазами стоит так называемый Запад и так называемый Восток. Они смотрят проницательно друг на друга. Они проверяют каждое движение друг друга. Они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками».

Таким образом, начав свой творческий путь, Николай Константинович Рерих большое внимание уделяет не только русским, но и восточным темам. Н.К. Рерих пленён Востоком и стремится передать это чувство людям. Также Н.К. Рерих видит единство между Россией и Индией, чему посвящает свои работы.


14 января 2021 года в Музее прошло занятие программы «Здравствуй, Музей!» по теме: «Здравствуй, Музей!», с учениками 1 класса Изварской школы.

На занятии ученики Изварской школы познакомились с особенностями русской усадьбы России, и с особенностями Музея-усадьбы Рериха. На занятии ученики узнали об истории усадьбы, жизни в усадьбе семьи Н.К. Рериха, назначением комнат усадьбы, интерьером и усадебным бытом, завершилось занятие в Мезонине, где ученики 1 класса познакомились с творчеством Н.К. Рериха, его школьной и студенческой деятельностью.


Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru