Обратимся к работам Н.К. Рериха по вопросам культуры и образования:
«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.
Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».
«Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным.
Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца.
Любовь открывает эти Врата Прекрасные».
Уже в одном этом определении заложен принцип системы просвещения, культурного образования. Николай Константинович подчеркивает иерархию основных понятий этого принципа: познавание, просвещенный труд, творчество, подвиг, но во главе всего – любящее Сердце.
В определении духовно-нравственных целей воспитания у Николая Константиновича читаем: «Дети, любите друг друга» – так заповедуют Высшие и Лучшие. Для любви надо открыть и воспитать сердце. Но где же доступ, кроме ключа Прекрасного? Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца – разве не расцветают они в саду Прекрасном?».
Еще более торжественно и определенно Н.К. Рерих формулирует путь к истинной Культуре в статье, которая называется «Новая Эра»:
«Три великих дара посланы человечеству. Познание Единого Духа вносит в бытие единство любви и религии. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание космической энергии приносит идею о единой, всем доступной Мощи. И во имя озаренной Новой Эры, мы должны молитвенно и действенно принять эти три благословенные дара».
Переводя эти великие принципы в русло воспитательно-образовательного процесса, Николай Константинович подтверждает незыблемость их иерархии: «Основание школ есть дело поистине священное. Примат Духа заложится среди правильных, освобожденных от предрассудков оснований».
Следуя за мыслью и чувством, выраженными в этих в возвышенных словах, обратимся еще к одному произведению Николая Константиновича, являющему собой, на наш взгляд, квинтэссенцию его взглядов на понятия религии, религиозности и, соответственно, религиозного воспитания,– его философско-религиозному эссе «Бог», каждая строка которого звучит сегодня живым призывом ко всем мыслящим о культуре:
«Но именно сейчас особое время, чтобы вспомнить о Боге, чтобы вспомнить о том, как сказано в Заветах древних, о том Неизреченном, Несказуемом, Непознаваемом, Беспредельном и, в то же время, о таком близком и всенаполняющем каждое сердце человеческое, когда оно мыслит о Благе». Неразрывны у Николая Константиновича понятия Блага и Бога, само понимание которого связано с познаванием и радостью.
«Отрыв от Бога, отрыв от свободного, неограниченного, светлого познания, отрыв от сужденной радости совершенствования, обращает знаменательное земное существование в Остров Слез».