Практическая работа в сфере воспитания и образования детей в наши дни делает особенно актуальным изучение культурно-образовательных идей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, творческое наследие которых представляет значительный и еще не в полной мере оцененный вклад в развитие русской культуры. При этом их собственное сотрудничество и взаимопонимание в многообразной деятельности являют нам замечательный пример воплощения высших идеалов Культуры в жизни.
Именно проблемам просвещения, воспитания и образования они сами придавали первостепенное значение. Свидетельств этому множество – и в письмах Елены Ивановны, и в очерках Николая Константиновича, которому около двадцати лет «пришлось стоять во главе образовательного учреждения».
«Устремить нужно мысль к творческому созиданию, к широким задачам общего блага в космическом размахе… Опять возвращаемся к тому же краеугольному вопросу воспитания и образования. Величайший Ум сказал: «причина всех страданий – невежество…», – писала Елена Ивановна.
О развертывании содержания этого вопроса у Николая Константиновича читаем: «…не будем забывать о молодом поколении, которое мы обязаны подготовить к восхождению. Собрав таким образом все величайшие сокровища прошлого и создавая новые образы героизма, подвига и духовной красоты, укажем мы нашей молодежи, что такое истинные сокровища, в чем Великая Реальность, в чем найдет опору дух человеческий».
Многообразие творческой деятельности семьи Рерихов вызывает восхищение и энтузиазм у всех, кто соприкасается с той или иной гранью их наследия. Но как они сами относились к своей работе? Что считали определяющим?
«Работа моя с самых первых лет была художественная и культурно-образовательная, – писал Н.К. Рерих, – …как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу» (выделено мной – О.Ч.). Заметим, что в этом высказывании Николай Константинович начинает с самого себя, а заканчивает обобщением: «…остаемся… преданными культурно-образовательному делу», имея в виду прежде всего Елену Ивановну, спутницу, другиню, вдохновительницу. И если мы подойдем к изучению наследия семьи Рерихов именно с этой точки зрения, мы откроем для себя как целостную систему идей, непосредственно направленных на практику, на реализацию великого понятия Культуры в жизни, так и неоценимый источник вдохновения в этой столь обширной работе, вдохновения, подкрепленного примерами претворения этих идей самими Рерихами в России, США, Индии. И чем больше мы будем изучать их деятельность, тем больше будем убеждаться в том, что вся жизнь подвижников общего блага, Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, была служением «трижды священному», как они говорили, понятию Культуры, неразрывно связанному с просвещением и образованием.
Среди ключевых понятий сформированной ими системы культурно-образовательных идей, кроме главного из них – понятия Культуры как почитания Света, включающего в себя синтез религии, искусства и науки, а также преемственность лучших достижений человечества,– мы находим понятие красоты, восходящее к древнему принципу единства этического и эстетического начал, «калокагатии» античности; понятие искусства, неразрывно связанное с духовно-нравственными идеалами, способными объединить человечество; понятие школы как «просветительного приготовления к жизненному труду»; понятие учителя – как Учителя жизни, музея – как Музейона, храма Муз, и многие другие. Все эти понятия были творчески осмыслены Рерихами и с успехом воплощались в жизнь. «Мне приходилось в разных странах встречать наших бывших учащихся. По их настроению и воспоминаниям вижу, что бывшее ими оценено сердечно. Было у нас и издательство, были выставки, были лекции и беседы, были многие мастерские… Были собеседования и консультации по разным вопросам искусства и педагогики. Был Музей…», – вспоминал Н.К. Рерих в 1936 г.