Nicholas Roerich Estate Museum in Izvara
Nicholas Roerich
Estate Museum
in Izvara
O.A. Cherkasova «Synthesis of life»
(In regard to cultural and educations ideas of the Roerichs.)
Original in Russian

Nowadays practical work in the field of children’s bringing-up and education makes it relevant to study cultural and educational ideas of Nicholas and Elena Roerich whose creative heritage represents considerable and not fully acknowledged contribution to development of Russian culture. Their own cooperation and mutual understanding in diverse activities give us a wonderful example of incorporation of the highest cultural and life ideals.

It is the problem of education that was given the propriety in their life. Many letters of Elena and essays of Nicholas who “had been a head of educational establishment” for more than 20 years witness about this fact.

Elena Roerich wrote: “There is a need to send thought to creation, broad tasks of the universal good of the space scope… We return again and again to the same cornerstone issue of education. The Highest Mind said: “Ignorance is a source of all suffering”.

Pondering on this issue Nicholas Roerich wrote: “we should not forget about the young generation which we are obliged to prepare for ascension. Thus, having collected the greatest treasures of the past and creating new images of heroism, deed and spiritual beauty let us show the youngster what is the true treasure, what comprises the Great Reality, what human spirit can be based on”.

Diverse creative activities of the Roerichs give rise to admiration and enthusiasm of those who touch one or another aspect of their legacy. How did they themselves treat their work? What was the main goal?

“Beginning from the first days my work was artistic, cultural and educational – wrote Nicholas Roerich – …from the very beginning until now we remain out of party progressists dedicated to cultural and educational activities”. One should mention that in this statement Nicholas Roerich begins from himself and finishes with generalization: “we remain… dedicated to cultural and educational activities” implying, first and foremost, Elena Roerich, his guide, friend, source of inspiration. If we begin to study the Roerich’s heritage from this point of view we will open both the integral system of ideas which are directed to practice, implementation of the great understanding of culture in life and a valuable source of inspiration in this huge work, inspiration which is underpinned by the example of putting these ideas into practice by the Roerichs themselves in Russia, the USA, India. The more we study these activities the more we’ll be convinced that all the life of Nicholas and Elena Roerichs, great zealots of the universal good, represented the service to “trice sacred”, as they put it, statement of Culture which is interlinked with education and enlightenment.



Museum Address: 188414, Izvara Village, Volosovo District, Leningrad Region, Russia.
Phones: +7-813-73-73-273 (group tours); Phone/Fax +7-813-73-73-298 (general)
Museum Director: Cherkasova Olga Anatolievna E-mail: isvara_museum@mail.ru

Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Синтез жизни»

(К вопросу о культурно-образовательных идеях Рерихов)

Практическая работа в сфере воспитания и образования детей в наши дни делает особенно актуальным изучение культурно-образовательных идей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, творческое наследие которых представляет значительный и еще не в полной мере оцененный вклад в развитие русской культуры. При этом их собственное сотрудничество и взаимопонимание в многообразной деятельности являют нам замечательный пример воплощения высших идеалов Культуры в жизни.

Именно проблемам просвещения, воспитания и образования они сами придавали первостепенное значение. Свидетельств этому множество – и в письмах Елены Ивановны, и в очерках Николая Константиновича, которому около двадцати лет «пришлось стоять во главе образовательного учреждения».

«Устремить нужно мысль к творческому созиданию, к широким задачам общего блага в космическом размахе… Опять возвращаемся к тому же краеугольному вопросу воспитания и образования. Величайший Ум сказал: «причина всех страданий – невежество…», – писала Елена Ивановна.

О развертывании содержания этого вопроса у Николая Константиновича читаем: «…не будем забывать о молодом поколении, которое мы обязаны подготовить к восхождению. Собрав таким образом все величайшие сокровища прошлого и создавая новые образы героизма, подвига и духовной красоты, укажем мы нашей молодежи, что такое истинные сокровища, в чем Великая Реальность, в чем найдет опору дух человеческий».

Многообразие творческой деятельности семьи Рерихов вызывает восхищение и энтузиазм у всех, кто соприкасается с той или иной гранью их наследия. Но как они сами относились к своей работе? Что считали определяющим?

«Работа моя с самых первых лет была художественная и культурно-образовательная, – писал Н.К. Рерих, – …как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу» (выделено мной – О.Ч.). Заметим, что в этом высказывании Николай Константинович начинает с самого себя, а заканчивает обобщением: «…остаемся… преданными культурно-образовательному делу», имея в виду прежде всего Елену Ивановну, спутницу, другиню, вдохновительницу. И если мы подойдем к изучению наследия семьи Рерихов именно с этой точки зрения, мы откроем для себя как целостную систему идей, непосредственно направленных на практику, на реализацию великого понятия Культуры в жизни, так и неоценимый источник вдохновения в этой столь обширной работе, вдохновения, подкрепленного примерами претворения этих идей самими Рерихами в России, США, Индии. И чем больше мы будем изучать их деятельность, тем больше будем убеждаться в том, что вся жизнь подвижников общего блага, Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, была служением «трижды священному», как они говорили, понятию Культуры, неразрывно связанному с просвещением и образованием.

Среди ключевых понятий сформированной ими системы культурно-образовательных идей, кроме главного из них – понятия Культуры как почитания Света, включающего в себя синтез религии, искусства и науки, а также преемственность лучших достижений человечества,– мы находим понятие красоты, восходящее к древнему принципу единства этического и эстетического начал, «калокагатии» античности; понятие искусства, неразрывно связанное с духовно-нравственными идеалами, способными объединить человечество; понятие школы как «просветительного приготовления к жизненному труду»; понятие учителя – как Учителя жизни, музея – как Музейона, храма Муз, и многие другие. Все эти понятия были творчески осмыслены Рерихами и с успехом воплощались в жизнь. «Мне приходилось в разных странах встречать наших бывших учащихся. По их настроению и воспоминаниям вижу, что бывшее ими оценено сердечно. Было у нас и издательство, были выставки, были лекции и беседы, были многие мастерские… Были собеседования и консультации по разным вопросам искусства и педагогики. Был Музей…», – вспоминал Н.К. Рерих в 1936 г.



Контактная информация:
Телефоны: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий; тел./факс 8–813–73–73–298
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: isvara_museum@mail.ru