Центральное место в системе педагогических принципов Н.К. и Е.И. Рерихов занимают вопросы духовно-нравственные: воспитание сердца, чувств, способности к подвигу. Особое значение в этом процессе придается воспитанию любви к Родине. «Для того, чтобы любить Родину, нужно познать ее»,– писал Николай Константинович в своем Завете в 1939 году.
Не представляется возможным даже кратко обозначить все составляющие этой поистине грандиозной культурно-образовательной системы, чью суть Елена Ивановна определяла так: «Духовность, Подвиг, Красота – эта троица вмещает в себя все».
Обращая свое внимание в этой работе прежде всего на детей и молодежь, Рерихи тем не менее никогда не ставили возрастных рамок для участников культурно-образовательного процесса, считая, что человек должен пребывать в состоянии непрерывного познавания и самовоспитания в течение всей жизни: «ведь вне возраста вечное обучение».
«…Культура есть дело всенародное и творится она всенародно».
«Трижды священное понятие Культуры» стало целью мирового общественного движения, начатого Рерихами в защиту культурных достижений человечества, знаменитого Пакта Рериха. Его символом стало Знамя Культуры, Знамя Мира, названное современниками «великой новой мировой идеей», способной существенно изменить жизнь всего человечества, стать поворотным пунктом в его истории.
«Уже существует много индивидуальных толкований этого простого красивого символа,– писал в 1935 году в историческом очерке А.В. Шибаев, член оргкомитета по подготовке III Международной конвенции, посвященной Пакту Рериха,– из которых самыми распространенными являются: Религия, Искусство и Наука как проявления Культуры – или Прошлые, Настоящие и Будущие Достижения человечества, окруженные кольцом Вечности. «Обе эти интерпретации,– сказал акад. Рерих,– одинаково хороши, ибо они представляют собою синтез жизни, а это мой руководящий принцип».
Зная о том, что Рерихи считали этот символ символом Нового Мира, Мира Культуры, обратимся еще раз к его глубинному значению – принципу «синтеза жизни», который должен стать действенным началом, «руководящим принципом».
Понятие триединства составных частей Культуры - религии, искусства и науки – постепенно входит в нашу жизнь, все чаще встречается в публикациях по вопросам культурного строительства, особенно в изданиях рериховских обществ. Но зададимся вопросом: а какое из этих понятий является ведущим, скрепляющим их все в единое целое? В уже указанном очерке А.В. Шибаева, вышедшем при жизни Н.К. Рериха, на первом месте стоит религия. Случайно ли это?