Возрождение востоковедческой школы в России, конечно, было возможно при необыкновенно высоком уровне Ю.Н. Рериха как педагога-учёного. О том, что это было именно так, достаточно много свидетельств выдающихся востоковедов мира. «Я всегда восхищался работоспособностью Юрия Николаевича Рериха, преданностью делу, которое он избрал, – писал индийский ученый, профессор Рам Рахул. – Он был великим ориенталистом, востоковедом в самом широком плане, обладавшим гигантским арсеналом знаний. Но случилось так, что он стал величайшим в мире тибетологом. Как ориенталист, он сочетал в себе первоклассного филолога, санскритолога, историка, археолога, этнографа. И как ориенталист, он избрал базовую область: Центрально-азиатский буддизм, что вело его к глубокому изучению и развитию тибетологии. В тоже время он был великим монголоведом. А после приезда в Москву он все свои силы и знания посвятил подготовке советских востоковедов… На мой взгляд, изучение буддизма русскими учёными придало буддологии совершенно новый облик. И в этом большая заслуга Юрия Рериха, великолепного продолжателя традиций русской востоковедной профессуры, их последовательного носителя…»
Одна из учениц Ю.Н. Рериха, известный русский востоковед Т.Я. Елизаренкова вспоминала: «Замечательный ученый – мы тогда таких не видели – свободно владел множеством языков. Он говорил, читал, писал, понимал любые разновидности западных языков, знал очень много восточных, весь набор определенного региона: санскрит, пали – язык буддийского канона, Махаяны и Хинаяны, тибетский, монгольский, китайский, новоиндийский языки, а также тибетский - целый ряд наречий. Такими, вероятно, были наши старые знаменитые академики-востоковеды. Наше поколение их уже почти не знало. Такими были и выдающиеся ученые Запада. Свои удивительные знания Юрий Николаевич получил из разных источников – своей необыкновенной семьи, западных университетов и, наконец, своей удивительной и необычной жизни: он объездил огромный Центрально-Азиатский регион, малодоступные места; общался с тибетскими племенами, изучал их наречия, собирал материалы, послужившие основанием для его научных трудов. А регион этот был необычным – конгломерат различных воззрений, религий: буддизм, индуизм, тибетские религии, конфуцианство, христианство. Все это вобрал в себя Рерих…
Происходили заседания сектора, обсуждения, и какие! Юрий Николаевич был серьезным, сдержанным, ровным и одинаково уважительным ко всем… Удивительная школа! Она выявляла, формировала, поднимала личности.
Затем начались занятия. Юрий Николаевич понял, что нас надо учить, и взялся за это со всей своей активностью и серьезностью. Он стал учить тому, что у нас не преподавалось: ведийскому языку - языку самых древних индийских священных текстов, буддийскому гибридному санскриту…»
Международный авторитет Юрия Николаевича Рериха имел большое значение в связи с осуществлением советской части проекта ЮНЕСКО «Восток-Запад», предусматривавшего широкую программу взаимопонимания и взаимообогащения культур Запада и Востока. Он сам как представитель замечательной семьи Рерихов и большой знаток культуры Востока олицетворял слияние этих культур.