Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова

«Н.К. Рерих о значении русско-индийских культурных связей»


«Делаю земной поклон учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество, и радость духа, и тишину рождающую. Во время крайней нужды они подали нам зов. Спокойный, убедительный, мудрый».
Н.К. Рерих
1917 г.

В небольшой, но очень емкой и многозначительной статье «Индийский путь», написанной в 1913 году (в определенном смысле ее можно назвать программной), Николай Константинович Рерих так определил значение изучения истории культуры Индии для России и русской культуры: «Ясно, если нам углубляться в наши основы, то действительное изучение Индии даст единственный материал. И мы должны спешить изучать эти народные сокровища…» В этой же статье он искренне признается в своем давнем и очень глубоком интересе к этой теме: «Уже давно мечтали мы об основах индийского искусства. Невольно напрашивалась преемственность нашего быта и искусства от Индии. В интимных беседах часто устремлялись к колыбели народной, а нашего славянства в частности. Конечно, могли говорить нам: мечты неосновательны, предположения голословны, догадки полны личных настроений. Нужны были факты. И вот теперь В.В. Голубев, живущий почти всегда в Париже, наконец, начал большое дело… Если дело пойдет так, как начато, то Голубев создаст себе возможность первому пройти по новому направлению к истокам индийского искусства и жизни… В.В. Голубев снарядил экспедицию в Индию. Были всякие трудности. Несколько участников погибло от жары и лихорадки, но зато были привезены снимки и предметы и, главное, наблюдения, которым должен радоваться каждый русский (выделено мной – О.Ч.)… Теперь все догадки получали основу, все сказки становились былью. Обычаи, погребальные холмы с оградами, орудия быта, строительство, подробности головных уборов и одежды, все памятники стенописи, наконец, корни речи – все это так близко нашим истокам. Во всем чувствовалось единство начального пути (выделено мной – О.Ч.).

Это «большое дело», то есть изучение взаимосвязей русской и индийской культур, «единства начального пути», которое волновало Н.К. Рериха с гимназических лет, безусловно, готовился продолжить и он сам. Не случайно, в этой же статье сформулировано и кредо Н.К. Рериха-ученого: «Голубев, чуткий к искусству, взял в этом изучении верный путь. Не путь отшельника-ученого, летописца для будущих веков, а путь повествователя на пользу и сведения всем, кому дороги искусство и скованная им жизнь. Через Византию грезилась нам Индия: вот к ней мы и направляемся… Нет сомнения, что эти поиски дадут отличные последствия. Но, повторяю, надо спешить… Желаю нашей Академии Наук вовремя еще серьезнее обратить внимание на эти работы…»

Великий Индийский путь самого Николая Константиновича Рериха, выдающегося русского художника, начался в раннем детстве в родительском имении «Извара». Так сам он описывает свои первые впечатления, связанные с Индией:

«От самого детства наметилась связь с Индией. Наше именье «Извара» было признано Тагором как слово санскритское. По соседству от нас во времена Екатерининские жил какой-то индусский раджа и до последнего времени оставались следы могольского парка. Была у нас старая картина, изображавшая какую-то величественную гору и всегда особенно привлекавшая мое внимание. Только впоследствии из книги Брайан-Ходсона я узнал, что это была знаменитая Канченджунга…»

Н.К. Рерих. «Канченджунга»
Н.К. Рерих. «Канченджунга». 1924 г.


Контактная информация:
Телефоны: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий; тел./факс 8–813–73–73–298
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: isvara_museum@mail.ru