Значение культурного образования особенно возрастает во время любых кризисов. «Когда на наших глазах потрясаются основы… многожитейской мудрости, то не является ли это знаком, что эти материалистические основы дошли до какого-то предела и уже изживаются?..
Когда же, как не теперь, должны быть зажигаемы сердца детей свидетельствами о подвигах, об истинном образовании и познавании. Может быть еще не было такого времени, когда самым спешным порядком нужно входить в трудности семьи, и на основании всех исторических примеров, указывать, чем именно были преоборены многократно возникавшие в истории человечества кризисы», – призывает Николай Константинович.
Во время второй мировой войны в июле 1942 года Николай Константинович писал: «Культура страдает. Так-то так! Но что же делать-то? Ошибка-то в чем? Да в том, что учиться нужно. Учиться, учиться и учиться! Знать, знать и знать! Не только в начальной школе учиться, но во всей жизни. И полюбить надо эту беспредельную учебу…».
Именно во время кризисов и мировых потрясений единственный оплот Николай Константинович и Елена Ивановна видели в Культуре и Просвещении, понимая, что в подобных условиях они слагаются лишь героическими усилиями. Потому так часто встречается в их работах великое русское слово «подвиг»:
«Если где оскудела Культура, то поможет тогда русский подвиг, которым росла Земля Русская», – веровал Н.К. Рерих. «Великая миссия – зажигать сознание людей подвигом… Может быть никогда так не нужно понятие подвига как сейчас», – утверждала в письмах Елена Ивановна.
Но и сама работа просвещения не случайно приобретает значение героических усилий. Просвещение – это борьба. Борьба с невежеством, которое не сводится только к безграмотности: невежество – это и грубость чувств («окаменелость восприятия» – пишет Николай Константинович), и бессердечие, жестокость, агрессия. Потому и война – следствие того же невежества.
Но другого пути к Новому Миру нет, «к великому восприятию мира можно подготовиться лишь деятельным просвещением».
Поэтому, чтобы воспринять мир во всей его подлинности, нужно осознать и все подлинные сокровища человечества. Тот, кто осознает эти ценности, тот научится и хранить их – формула предельно ясна, в связи с чем и само понятие «Знамени Мира» как символ Культуры, объединяющего религию, искусство и науку, все прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в осознании Беспредельности, естественно приобретает еще один глубинный смысл – оно олицетворяет собой цель воспитания и образования – во всех возможных формах.
Лишь приобщаясь к Культуре, мы можем созидать мир.
«Мир через Культуру» – и нет иного пути…