Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Синтез жизни»

(К вопросу о культурно-образовательных идеях Рерихов)

Значение культурного образования особенно возрастает во время любых кризисов. «Когда на наших глазах потрясаются основы… многожитейской мудрости, то не является ли это знаком, что эти материалистические основы дошли до какого-то предела и уже изживаются?..

Когда же, как не теперь, должны быть зажигаемы сердца детей свидетельствами о подвигах, об истинном образовании и познавании. Может быть еще не было такого времени, когда самым спешным порядком нужно входить в трудности семьи, и на основании всех исторических примеров, указывать, чем именно были преоборены многократно возникавшие в истории человечества кризисы», – призывает Николай Константинович.

Во время второй мировой войны в июле 1942 года Николай Константинович писал: «Культура страдает. Так-то так! Но что же делать-то? Ошибка-то в чем? Да в том, что учиться нужно. Учиться, учиться и учиться! Знать, знать и знать! Не только в начальной школе учиться, но во всей жизни. И полюбить надо эту беспредельную учебу…».

Именно во время кризисов и мировых потрясений единственный оплот Николай Константинович и Елена Ивановна видели в Культуре и Просвещении, понимая, что в подобных условиях они слагаются лишь героическими усилиями. Потому так часто встречается в их работах великое русское слово «подвиг»:

«Если где оскудела Культура, то поможет тогда русский подвиг, которым росла Земля Русская», – веровал Н.К. Рерих. «Великая миссия – зажигать сознание людей подвигом… Может быть никогда так не нужно понятие подвига как сейчас», – утверждала в письмах Елена Ивановна.

Но и сама работа просвещения не случайно приобретает значение героических усилий. Просвещение – это борьба. Борьба с невежеством, которое не сводится только к безграмотности: невежество – это и грубость чувств («окаменелость восприятия» – пишет Николай Константинович), и бессердечие, жестокость, агрессия. Потому и война – следствие того же невежества.

Но другого пути к Новому Миру нет, «к великому восприятию мира можно подготовиться лишь деятельным просвещением».

Поэтому, чтобы воспринять мир во всей его подлинности, нужно осознать и все подлинные сокровища человечества. Тот, кто осознает эти ценности, тот научится и хранить их – формула предельно ясна, в связи с чем и само понятие «Знамени Мира» как символ Культуры, объединяющего религию, искусство и науку, все прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в осознании Беспредельности, естественно приобретает еще один глубинный смысл – оно олицетворяет собой цель воспитания и образования – во всех возможных формах.

Лишь приобщаясь к Культуре, мы можем созидать мир.

«Мир через Культуру» – и нет иного пути…



Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru