Целью этой весьма обширной и разнообразной культурно-организаторской и просветительской деятельности Николая Константиновича было создание Всемирной Лиги Культуры, призванной к культурно-созидательной миротворческой деятельности, к осуществлению на практике принципов Знамени Мира и Пакта Рериха – «Мир через культуру».
Принципы ее организации тщательно разрабатывались Н.К. Рерихом и осуществлялись им самим и созданными им культурными организациями.
Ретроспекция культурной и организаторской деятельности Рериха по развитию американо-русских культурных связей включает еще одно, поистине знаменательное начинание. Известная АРКА – американо-русская культурная ассоциация была создана в США в начале 40-х годов, уже в конце жизни художника ближайшими сотрудниками Рериха под его вдохновляющим руководством.
И, наконец, не менее значительное явление сегодняшней культурной жизни Америки – имя Рериха носит и сегодня музей в Нью-Йорке, воссозданный после Второй Мировой войны сотрудниками Николая Константиновича. Он хранит как картины великого русского художника, так и многочисленные архивы, являясь в наши дни действующим культурным центром, несущим в себе напоминание о грандиозных возможностях, заложенных в русско-американских культурных связях.
Обратимся к истории американского периода жизни Н.К. Рериха, зарождения музея имени Рериха в Нью-Йорке.
«В архивах Рериха нет никаких намеков на то, что он предполагал посетить Америку. Между тем непредвиденная задержка в Лондоне побудила его принять предложение директора Чикагского института искусств Р. Харше провести в США выставочное турне» – так считал биограф Н.К. Рериха П.Ф. Беликов, один из авторов книги о Н.К. Рерихе в Серии «Жизнь замечательных людей».
В 1920 году Рерих приехал в Америку со своей выставкой картин. Персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке, в Кингоргалерее, одной их лучших в городе.
Выставке предшествовал ряд статей о художнике.
Среди 175 работ, показанных на выставке в Нью-Йорке, экспонировались «Вечер» (1907), «Сокровище ангелов» (1907), «Варяжское море» (1909), «Ангел последний» (1912), «Экстаз» (1917), «Дочь викинга» (1917), «Зов солнца» (1918), «Еще не ушли» ( 1918), «Дочери земли» (1919), эскизы из серий «Героика» и «Сны Востока», эскизы декораций к «Принцессе Малэн», к «Снегурочке» и др.