Обратим внимание на оценку Н.К. Рерихом высокой роли американских государств в этом событии, прежде всего США, президент которых присутствовал при подписании пакта в его кабинете в Белом Доме в знак особенного уважения к этому международному документу.
Можно без преувеличения сказать, что без активной культурно-образовательной, просветительской и организационной деятельности в США Н.К. Рериха, без привлечения им талантливых сотрудников, разделяющих его взгляды на жизнь, его идеалы служения Культуре, без созданной им в Америке системы культурных учреждений, – это событие не могло произойти.
В связи с этим особое значение приобретает история культурной деятельности Н.К. Рериха в США, его уникальный опыт.
Период жизни и деятельности Н.К. Рериха непосредственно в Америке ограничивается временными рамками с 20 сентября 1920 года по 8 мая 1923 года. После этого трижды он посещал США по делам в 1924, 1929 и 1934 годах. Но на протяжении периода с 1920 года и до его ухода из жизни связь Н.К. Рериха с американскими сотрудниками поддерживалась самая тесная, так же как руководство и участие в их деятельности.
Невольно возникает вопрос – каким образом русский художник, в силу обстоятельств оказавшийся в Америке, сумел за три года создать несколько уникальных учреждений культуры, в том числе музей, ставший фундаментом всей его последующей культурной деятельности в мировом масштабе по продвижению идей Пакта Рериха и Знамени Мира – Знамени Культуры? Пример создания в США 1923 -24 гг. музея Рериха - музея имени русского художника, созданного еще при его жизни и при самом активном участии, как модели универсального культурного, образовательного, научного Центра, воплотившего все лучшие идеи и представления о музее, выработанные человечеством остается единственным в своем роде в истории культуры.
Это, поистине удивительное явление в мировой культуре, несомненно, заслуживает самого пристального внимания и глубокого, всестороннего изучения, как принадлежащего не только истории культуры США и России, но и всего мира.
Уместно отметить при этом, что и сегодня деятельность музея Рериха 20-х, 30-х годов – периода его расцвета под руководством Н.К. Рериха является классическим примером всех самых современных достижений музейной практики.
Особенное значение положительных примеров международного сотрудничества в развитии культурных учреждений в Америке имеет также и история деятельности других культурных учреждений, созданных в 20-е годы под руководством Н.К. Рериха, это Институт Объединенных Искусств, объединение художников «Кор Арденс», («Пылающее Сердце») (Чикаго), международный культурный центр «Корона Мунди» (Венец Мира), призванный осуществлять сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран.