Итак, философская и научная мысль прошлого века выдвинула необходимость нового, сознательно управляемого этапа эволюции, основанием для которого должно стать осознание человеком своего единства с природой и Космосом (возвращения к этому единству).
В этой связи особенно актуальными сегодня оказываются идеи Н.К. Рериха, одного из самых ярких представителей «серебряного века», выдающегося русского художника, ученого, общественного деятеля. Триединство Добра, Истины и Красоты как цели, смысла и принципа жизни он воплотил в определении Культуры как синтеза науки, искусства и религии, прошлых, настоящих и будущих достижений человечества. Идея защиты культуры была утверждена в Международном Договоре о защите ценностей культуры как общечеловеческого достояния, получившего название Пакта Рериха.
Подписанный в Америке 15 апреля 1935 года 21 страной американского континента, Пакт Рериха стал событием исторического значения. Этот международно-правовой документ и в наше время является символом победы основополагающей миротворческой идеи 20 века «Мир через культуру», как принципа взаимоотношений между людьми и народами.
Вся жизнь и творчество самого Н.К. Рериха были служением этой великой идее.
В связи с тем, что успешное решение глобальной проблемы выживания человечества все чаще связывают в наше время с духовной мотивацией, с признанием того, что «человек – в первую очередь духовное существо», поиск новой культурной, жизнестроительной парадигмы, основанной на триединстве понятий Добра, Истины и Красоты, не может не привести именно к этой основополагающей идее культуры как принципа жизни, являющейся квинтэссенцией русской философской мысли.
Восходящая к наднациональным, божественным заповедям Мира и Любви, гармонии человека и природы, она может и должна стать действенной, объединяющей силой, принципом международных отношений, основанием для многообразных международных, социальных, культурных, экологических и образовательных программ.
Русской культуре, основанной на приоритете Добра, критериях нравственности и справедливости, единства человека и природы оправданно предопределяется ведущая роль. К этому ее обязывает ее духовная традиция.
Итак, для освоения основ «экологической арифметики» мы должны: «проникнуться идеей единства, включить ее в наше общее образование, сделать основой нашей культуры.»
Исключительно важное значение в связи с этим приобретают проблемы образования и воспитания.
Как справедливо отмечает академик Н. Моисеев:
«Всю историю человеческого общества можно изучать в контексте развития системы накопления и передачи знаний, культуры и образованности от одних поколений к другим. И проведя такой анализ, мы увидим, что именно учитель, я подчеркиваю, не политик, военный или даже инженер, а именно учитель становится постепенно центральной фигурой «истории людей». Сегодня от учителя в первую очередь… зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете.… нет для нации более важной задачи, чем развитие системы образования и воспитания и передачи эстафеты следующим поколениям.» *
Понятие «УЧИТЕЛЬ» в данном случае подразумевает «саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям и всем тем людям, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях и будущность планетарной цивилизации.».* Речь сегодня идет не просто об экологическом образовании и воспитании, но о новом понимании места человека и задачах цивилизации.