неукоснительно сближает нас
с первоисточником всего.»
Перешагнув рубеж третьего тысячелетия, мир оказался перед проблемой выбора, осознание непреложности которого так или иначе касается каждого.
Перед лицом глобальных социальных и экологических катастроф мера ответственности перед человечеством будущего становится, поистине, апокалиптической.
Система ценностей современного человека подвергается неизбежному анализу в поисках причин происходящего и действенной альтернативы. Идеалы культуры, гармонии человека и природы, духовного стержня эволюции становятся с одной стороны пробным камнем, делающим выбор между миром и войной, творчеством и разрушением, совершенствованием или гибелью - неизбежным, с другой – единственной целью и средством спасения планеты и человечества.
По мнению известного философа и политолога А. Панарина:
«Судя по многим признакам, человечество подошло к необходимости планетарной реформации, затрагивающей главные принципы жизнестроения, ценности и приоритеты – основания социальных практик, нормы массового поведения… Современная культура испытывает кризис… Во-первых, это касается жизнеориентирующей функции культуры, принципов жизнестроения, связанных с установками «прометеева человека» – покорителя природы и истории, насаждающего инструментальное (технологическое) отношение к миру. Именно такое отношение породило современные глобальные проблемы, дальнейшее обострение которых чревато планетарной катастрофой. Речь идет не только об угрозе разрушения природы, но и об угрозе разрушения ткани человеческих отношений по мере распространения на них утилитарно – прагматического, инструментального принципа».* «Мир сегодня пребывает в ожидании новых подходов, новых парадигм. Имеем ли мы, представители великой культуры, право отмалчиваться в этих условиях?»*
«Пора задуматься не о тех технологиях, что меняют предметный мир – внешнюю среду цивилизации, а о тех, которые преобразуют наш внутренний мир, в корне меняют наши ориентиры. Именно в этом ключе следует размышлять о качественных сдвигах постиндустриальной эпохи.»*
В эпоху» повсеместных эсхатологических предчувствий», перед лицом глобального кризиса обретение формулы гармоничного взаимодействия человека с Природой непосредственным образом связано с поиском этой новой культурной парадигмы.
Закономерно в связи с этими поисками обращение к опыту прошлого, традициям русской культуры, восходящим к триединству Истины, Добра и Красоты.
Феномен русского религиозно-философского ренессанса «серебряного века», русский космизм, духовное и культурное наследие 20 века дают необходимые возможности для этого. Осознание себя активной частью природы, Космоса, единство с миром, обоснование этого единства с естественно-научной, философской, культурологической позиций – оставил нам в наследие 20 век.