Нельзя не вспомнить и замечательную работу Елены Ивановны Рерих «Основы буддизма» в этой связи, дополняющую именно эту позицию понимания буддизма в его неискажённом, действительно прогрессивном значении, прежде всего этической системы. «Великий Готама дал миру законченное учение коммунизма. Всякая попытка сделать из великого революционера бога приводит к нелепости. Конечно, до Готамы был целый ряд подвижников общего блага, но учение их распылилось сотнями веков. Потому учение Готамы должно быть принято как первое учение знания законов великой материи и эволюции мира. Закон бесстрашия, закон отказа от личной собственности, закон ценности труда, закон достоинства человеческой личности вне классов и внешних отличий, закон реального знания, закон любви на основе самосознания делают заветы Учителей непрерывной радугой радости человечества. Знание было ведущей тропой великих Учителей. Знание позволит подойти к великим учениям свободно, жизненно, как реальна сама великая материя… Будда дал учение жизни каждого дня…. Будда заповедал изучать жизнь мира в полной его реальности. Будда положил основание общине, предвидя торжество Общины Мира… Слово «Будда» не есть имя, но оно означает состояние ума, достигшего высшей точки развития, в буквальном переводе – «познавший» или тот, кто обладает совершенным знанием – мудростью. Согласно палийским сутрам Будда никогда не утверждал своё всезнание, которым наделили его ученики и последователи… Силы, которыми обладает Будда не чудесны, ибо чудо есть нарушение законов природы. Высшая мощь Будды вполне согласуется с вечным порядком вещей…»
О том, что подобное отношение к учению Будды и значению философских накоплений Востока для западной культуры было одним из мировоззренческих принципов Рерихов, в практическом осуществлении которых они видели свою миссию, говорят и такие слова Юрия Николаевича, сказанные в связи с обнародованием программы деятельности института «Урусвати» в 1928 году. Говоря о сердце Индии Гималаях, он писал: «В горах скрыта забытая цивилизация, носитель древней мудрости и культуры. Именно здесь зашедшая в тупик наука может найти своё обновление… Вновь наступает время, когда восточное знание проникает в нашу жизнь и подчиняет себе науку…»
Для России, стремившейся к высотам науки, безграничного знания было очень важно утолить жажду познания материи, продолжить эту безграничность познания и на область психики, мысли, сознания, психической энергии. В общинном устройстве Советского государства, в стремлении к созидательной работе на общее благо, в миротворческой деятельности государства, братской, бескорыстной помощи пробуждающимся народам Азии были заложены мощные основы для эволюционных преобразований. Идеи философско-этической системы истинного буддизма могли стать животворным импульсом для «молодого мышления», которое на определённом этапе познания безграничности материи неизбежно должно было подойти к познанию реальности тонких, высших планов Бытия, к пониманию космических законов эволюции…
Открытию «Азийских сокровищ» несомненно, служили также картины Н.К. Рериха и его книги, которые Юрий Николаевич привёз с собой на родину, в том числе огромный труд «Моя жизнь», включавший 999 листов дневника.