УТРОМ
Не знаю и не могу.
Когда я хочу, думаю,–
кто-то хочет сильнее?
Когда я узнаю,–
не знает ли кто еще тверже?
Когда я могу – не может ли
кто и лучше, и глубже?
И вот я не знаю и не могу.
Ты, в тишине приходящий,
безмолвно скажи, что я в жизни
хотел и что достигнуто мною?
Возложи на меня свою руку,–
буду я снова и мочь и желать,
и желанное ночью вспомнится утром.
НЕ УБЬЮТ
Сделал так, как хотел,
хорошо или худо, не знаю.
Не беги от волны, милый мальчик.
Побежишь – разобьет, опрокинет.
Но к волне обернись, наклонися
и прими ее твердой душою.
Знаю, мальчик, что биться
час мой теперь наступает.
Мое оружие крепко.
Встань, мой мальчик, за мною.
О враге ползущем скажи...
Что впереди, то не страшно.
Как бы они ни пытались,
будь тверд, тебя они
не убьют.
Это стихи-аллегории, покоряющие особым настроением. Содержание их многопланово. В них Рерих воплотил тот круг идей, которые выразил позднее и в своей живописи. Это мысли о творческом начале в человеке, о тайне творчества, о внутреннем голосе – о призвании, которое человек должен разгадать. «Учитель» и «Царь» в стихах Рериха – воплощение творческого начала в человеке, направляющая воля «Учителя» – следование своему призванию. Стихи проникнуты верой а человека, в его волю, способность к подвигу, несмотря на сомнения, колебания и минутные слабости. В цикле «Мальчику» Рерих выразил мысль о духовном развитии, становлении человека, который делает первые, поначалу робкие шаги, затем идет вперед – смелее и увереннее; это шаги по пути творчества и познания мира, по пути самоусовершенствования.