В октябре 2003 г. в Музее-усадьбе Н.К. Рериха открылась выставка «Н.К. Рерих в Америке», посвященная 80-летию Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. Большая часть экспонатов этой выставки любезно предоставлена Музеем Н.К. Рериха в Нью-Йорке.
На выставке представлены уникальные фотографии, документы, первые издания книг Н.К. Рериха в Америке, книги, изданные Музеем и Международным художественным центром «Корона Мунди» («Венец Мира»), буклеты, афиши Музея, письма и дневники сотрудников и т.д.
![]() Н.К. Рерих в Музее Н.К. Рериха.
Нью-Йорк, 1929 г. |
![]() Н.К. Рерих. Нью-Йорк. 1929 г.
|
Выставка дает представление как о малоизвестном в России периоде жизни и творчества Н.К. Рериха в Америке в 1920-1923 гг., так и об уникальном явлении, принадлежащем одновременно русской и американской культурам – Музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке, дает возможность проследить развитие и воплощение идей Н.К. Рериха, имевших универсальный, общечеловеческий характер, но начинавшихся всегда в соответствии с его основными принципами «в малом размере».

при Музее Н.К. Рериха в Нью-Йорке. 1930-е гг.
В 1920 г. Н.К. Рерих получает приглашение директора Чикагского института искусств Р. Харше и уезжает с семьей в Америку для проведения выставочного турне по американским городам. Первая выставка открылась в декабре 1920 г. в Нью-Йорке, вслед за ней прошли выставки в 28 городах США. Все они имели огромный успех и привлекли внимание американцев из самых разных слоев общества не только к искусству и культуре России, но и к культурно-образовательным идеям Н.К. Рериха. У него появляются единомышленники и сподвижники – Зинаида и Морис Лихтманы, Френсис Грант…
![]() Здание Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке. 1930-е гг.
|
![]() Современное здание Музея Н.К. Рериха
в Нью-Йорке. 1990-е гг. |
Так начинается удивительно плодотворный период деятельности Н.К. Рериха в Америке в 1920-1923 гг. и деятельность организаций, созданных им и его единомышленниками в США. Это – Мастер-Институт Объединенных искусств, прообразом которого была Рисовальная школа Императорского Общества Поощрения Художеств в Санкт-Петербурге, директором которой Н.К. Рерих был в 1906-1918 гг.; Международный художественный центр «Корона Мунди» («Венец Мира») и Объединение художников «Кор Арденс» («Пылающее Сердце»). Именно успешная деятельность этих учреждений, быстро получивших известность в Америке, дала возможность организовать поездку семьи Рерихов в Индию в 1923 г. и экспедицию в Центральную Азию в 1925-1928 гг.
На основе выставки картин Н.К. Рериха, устроенной Центром «Корона Мунди», 17 ноября 1923 г. открылся Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке – первый в Америке музей, посвященный творчеству одного художника.
Материалы выставки знакомят с бесценным опытом работы этих культурных организаций, которая проходила под непосредственным руководством Н.К. Рериха и Е.И. Рерих.
Особый акцент сделан на периоде 1928-1935 гг., когда деятельность Музея и других учреждений достигла апогея и поистине международного размаха. Именно в этот период в Нью-Йорке происходит строительство «Дома Мастера» - 29-этажного небоскреба, в котором размещаются как Музей, так и Мастер-Институт, «Корона Мунди» и Издательство Музея Н.К. Рериха. Открытие нового здания Музея состоялось 17 ноября 1929 г. и совпало с 40-летием творческой деятельности художника.

Морис Лихтман, Татьяна Гребенщикова, Георгий Гребенщиков.
7 декабря 1924 г. Музей Рериха, Нью-Йорк.

Кабинет Президента США Ф.Д. Рузвельта. 15 апреля 1935 г.
Созданный Рерихами в 1928 г. в Индии Институт «Урусвати» также становится филиалом Музея. В эти же годы начинается распространение знаменитой идеи Н.К. Рериха об охране культурных ценностей – Пакта Культуры (Пакта Рериха), вылившееся в грандиозное международное движение «Знамя Мира». Все это стало возможным благодаря деятельности Музея и его сотрудников, которыми, под руководством Н.К. Рериха, летом 1929 г. был создан первый Комитет Знамени Мира, начавший работу по распространению Пакта и впоследствии координировавший ее.
Дополняют выставку материалы, связанные с деятельностью Американо-русской культурной ассоциации (АРКА), созданной по инициативе Н.К. Рериха сотрудниками Музея в 1942 г. в Нью-Йорке.
Завершает выставку рассказ о деятельности Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке в наши дни.
В настоящее время большая часть материалов выставки представлена в экспозиции.

