Е.И. Рерих.
Среди споров и разногласий по поводу отношения Н.К. Рериха к православию и религии вообще и православных и религиозных деятелей к Н.К. Рериху, его творчеству, деятельности и мировоззрению одна только сфера, на наш взгляд, остается непоколебимой – реальность, факты биографии Николая Константиновича, его жизни и деятельности, отношений, согласия или несогласия с представителями разных религиозных традиций вообще и православия в частности. И так же, как точные науки имеют основанием непреложный принцип, подтверждающий или опровергающий любую теорию – опыт, эксперимент, т.е. факт, так и науки другого порядка, имеющие отношение к истории культуры, не могут не опираться на факты в их многообразной исторической совокупности, подтверждающие, документирующие во всем их естественном разнообразии и порой кажущейся противоречивости, историческую реальность. В отношении взглядов и убеждений Н.К. Рериха, особенностей его творчества как художника и его мировоззрения как мыслителя и общественного деятеля, этот непреложный научный принцип становится особенно актуальным в наше время, позволяющее высказываться всем заинтересованным в этом предмете лицам: как друзьям, так и врагам Николая Константиновича Рериха, как сторонникам, так и противникам его идей и творчества, среди которых ученые и любители, историки и физики, светские и духовные лица. И это – прекрасно! Ибо говорит о том, что равнодушных к творчеству и личности Н.К. Рериха нет, что в его лице наша цивилизация встретилась в ХХ веке с культурным явлением, безграничным и единственным в своем роде, объединяющим и продолжающим все лучшие накопления человечества в сфере философии культуры. Это говорит также о той очевидной, огромной потенциальной силе, которая заключена в идеях Н.К. Рериха, особенно для молодых представителей нашего мятущегося человечества, вступающего в третье тысячелетие, в ту Новую Эпоху, которую так уверенно провозглашал Н.К. Рерих, великий провидец и созидатель, во всех доступных ему сферах творчества. Существенной в связи с этим становится задача отделения зерен от плевел, прояснения истинного лика человека, которого по праву называли Водителем Культуры. Насущная потребность в правильном понимании отношения Н.К. Рериха к православию, на наш взгляд, очевидна. Не только для многочисленных последователей идей Живой Этики, но и для всех культурных людей, особенно нашей страны, для истории культуры которой было бы невосполнимой потерей – перешагнуть порог третьего тысячелетия с неверными, абсурдными и невежественными эпитетами, бросающими тень на память одного из самых выдающихся представителей как русской, так и мировой культуры.
Имея в своем распоряжении музейные средства, старые, как мир: возможность изучения фактов жизни Николая Константиновича, его собственных высказываний, его переписки и т.д., то есть вещественных материалов, документов, экспонатов – Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре счел своим долгом внести посильную лепту в прояснение удивительно светлого и всевмещающего облика, которым предстает перед нами, чем дальше, тем больше Н.К. Рерих – великий русский художник, труженик и учитель...
Работа по изучению этой темы началась 11 лет назад, задолго до публикаций дьякона А. Кураева. Результаты работы музей представил на выставке «Православная культура в жизни и творчестве Н.К. Рериха» в 2000 году от Рождества Христова. Знаменательны огромное уважение и отзывчивость, с которыми помогали в реализации этого проекта работники архивов, библиотек, общественных и государственных музеев, издательств, частные лица, коллекционеры, фотографы, работники милиции и т.д., – все, к кому мы обращались за помощью.
Построив экспозицию выставки по хронологии, поскольку жизнь человека и есть его религия, то, во что он верит, мы приняли за основу самый простой и естественный принцип: комментариями к экспонатам и темам стали слова самого Николая Константиновича Рериха. В наших разногласиях и спорах по многим вопросам, связанным с его творчеством, как часто мы забываем о нем самом. А он-то что? Как он сам к этому относился? Достаточно ли мы знаем это? Таким образом, перед глазами посетителей нашей выставки проходят этапы жизни Николая Константиновича – сквозь призму этой, конкретной темы, этого, конкретного ракурса. Таким образом, любой человек, который захочет сам разобраться в этой проблеме, может сделать свои выводы самостоятельно. Наша задача заключалась при этом в изложении фактов. Итак.