Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова. «Музей как центр экологического воспитания»


Не случайно Н.К. противопоставлял творчество и разрушение, любовь ко всему живому и безжалостность невежества.

Любовь к природе неотделима от любви и сострадания ко всему живому. Истинное творчество невозможно без этой любви.

«Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, и человека ли сметет с пути?» – писал Рерих.*

Основой концепции отношения Рериха к природе можно назвать неразрывную связь любви к природе и любви к людям, что, в свою очередь связано с духовно-нравственным мировоззрением человека, верой в Высший Смысл Бытия без которой невозможна и подлинная Культура.

«Поистине, когда говорится: «Да процветут пустыни»,- невольно имеются в виду не только пустыни песчаные, но и пустыни духа человеческого. Полная аналогия…»*

Но как воспитать эту любовь?

«Какими такими словами, какими разъяснениями можно внушить людям бережливость и к природе и к своим близким?» – задавал он вопрос.*

И отвечал на него: приобщением к культуре, воспитанием культуры.

«Все эти самонужнейшие обстоятельства состоятся только тогда, когда люди их действительно осознают, а главное, полюбят…

В любви процветут пустыни.»*

Вот этой задаче осознавания и посвящена деятельность музея по экологическому воспитанию.

«В каждой новой деревне, в каждом обиталище среди природы вопрос духовности тем сильнее должен войти во всю жизнь.»*

«… соображения бережливого отношения к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно, только само оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи не заметным, но непременным стимулом создателя.»

«… совершенно разумно начали включать в естественно-научные экспедиции археологов, которые изучением старинных данных помогают вновь открытиям.»*

«Природа подскажет нам многие тайны первоначалья».*

«А сейчас, во дни Армагеддона, среди смущений и обуянности злобою, нужно осознать истинные ценности. (выделено мною – О.Ч.). Казалось бы, неистощима природа, но кастрат духа, робот, механика технократии может засорить даже великие пространства. И никто, срубивший дерево, и не подумает о насаждении нового.»*

Итак, главное сознание, сотрудничество с природой, прикасание к природе в конкретной практической деятельности.


Система взглядов Н.К. Рериха на природу основана на ответственности человека: «Велика ответственность человеческая, не гордиться, но священно принять ее должно человечество. Конституция человека по сущности своей позитивна, созидательна и разлагающие элементы ничто иное, как продукты невежества. Ведь оно, это темное невежество, засоряет ум, сушит сердце, засоряет и иссушает всю планету».*

Следовательно, только изменив свой внутренний мир, человек может изменить свое отношение к окружающему его миру, природе и людям. Хотим мы или нет, но без общей культуры, духовных, этических принципов в жизни, осознания реальности христианских заповедей мира и любви как законов космоса, законов жизни, без воспитания в духе этих заветов детей – мир окажется беспомощен перед лицом планетарных катастроф. И тогда могут сбыться предсказания священных книг, будь то Библия или Веды…

Это прекрасно понимал Н.К. Рерих, будучи не только художником, но ученым, анализируя тенденции развития современной ему цивилизации.

Именно невежество, отсутствие Культуры, невоспитанное сознание толкает человека на преступления против природы, дающей ему жизнь: от срубленного бесцельно дерева до иссушения планеты.


В связи с этим, задачу педагогическую, культурно-образовательную, неразрывно связанную с пониманием себя как части природы и человечества, своей жизненной цели – как подвига, служения ближним, милосердия сам Н.К. Рерих считал главной в своей жизни, наравне с художественным творчеством.

«Работа моя с самых первых лет была художественная и культурно-образовательная»,– писал он.*



Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru