Особое значение в этом процессе приобретают в наше время музеи-заповедники и музеи-усадьбы. Относясь к категории комплексных музеев, они отражают процесс интеграции наук. Как отечественные, так и зарубежные ученые подчеркивают, что именно комплексный подход к сохранению историко-культурного наследия характерен для музейной функции документирования в современных условиях.
Функции научного исследования и охраны исторических, культурных и природных ценностей сохраняют здесь свое существенное значение, но при этом они ориентированы на самое широкое использование музейного собрания в образовательных и воспитательных целях. Это отражается на формировании и организации фондов, экспозиции и выставок, являясь одним из важнейших компонентов музеев этого типа. Соединяя в музейном комплексе все возможные памятники культурного наследия они являются тем самым уникальными по своим возможностями научными и культурно-образовательными центрами, в основе которых, естественным образом находятся памятники природы, что создает возможность соединения исторической и естественно-научной специализации, в связи с чем усиливается роль музея-усадьбы в сохранении и освоении культурного наследия, возможности в научном познании мира, синтезе науки и искусства, неотделимых от задачи становления планетарного мышления.
В свою очередь система школьного экологического обучения также работающая в направлении воспитания экологической культуры, имеющая целью «формирование новых ценностных ориентаций у человека, новых – экологических – стереотипов мыследеятельности» предполагает интерактивные формы обучения, самой перспективной из которых является организация экологического мониторинга на объектах природы.
Наиболее популярной из программ, по свидетельству участников этой работы, является мониторинг парковых комплексов в старинных усадьбах.
В этой работе объединятся школьники и учителя, интересующиеся историей, литературой, студенты-естественники, студенты-археологи и т.д.*
Интересы музея и школы в этой работе совпадают, объединение их усилий дает плодотворный результат.
Практика работы музея-усадьбы Н.К.Рериха подтверждает эффективность этого направления деятельности.
Музей-усадьба Н.К. Рериха «Извара» как центр культурно-экологического воспитания
Музей в Изваре носит имя великого русского художника, ученого и мыслителя Н.К. Рериха, жизнь и творчество которого являются проявлением осознания человеком своего единства с Природой и Космосом, восприятия природы как первоисточника Культуры.
Он известен всему миру как пейзажист, родоначальник исторического пейзажа, непревзойденный мастер гор. Грандиозное художественное наследие Н.К. Рериха насчитывает более 6000 картин, рисунков, театральных эскизов, архитектурных проектов. Природа России, Севера, Прибалтики и Скандинавии, Америки и Европы, Центральной Азии и Индии предстают на его полотнах.
Художественное творчество Н.К.Рериха посвящено величию Природы, Космоса и Человека, идеям мира, любви и культуры, великому таинству единства человека и природы, Микро и Макрокосма, смысла Бытия.
Эти идеи воплощены в его литературном творчестве, поэзии, пьесе «Милосердие», публицистических работах, научной, общественной и практической культурно-образовательной деятельности, а также в организации разнообразных культурных учреждений в США, в частности, уникального по размаху своей деятельности Музея Рериха. Под эгидой музея Н.К. Рерихом была организована и осуществлена грандиозная Трансгималайская экспедиция, научная и художественная по своим задачам (1925-28 гг.).
Отделом музея стал Институт гималайских исследований «Урусвати», основанный им в 1928 году в Индии, Гималаях, в долине Кулу – штате Наггар.
Экологической по своим задачам стала экспедиция в Маньчжурию и Китай 1934-1935 гг., организованная Н.К. Рерихом по просьбе Госдепартамента Земледелия США. Природа и Культура неразделимы в жизни и творчестве человека, в его духовной эволюции – считал Н.К. Рерих. Человечество ответственно за сохранение природного и культурного наследия. Эта ответственность должна быть осознана, чтобы стать действенной силой.