Будучи не только самобытным, единственным в своем роде художником, но и таким же оригинальным поэтом и литератором, Н. Рерих не мог не преисполниться желанием увидеть Тагора лично, познакомиться с человеком, несущим в своих творениях утонченную красоту: «Мечталось увидеть Тагора, и вот поэт самолично в моей мастерской на Квинсгет-террас в Лондоне в 1920 г. Тагор услышал о русских картинах и захотел встретиться. А в это самое время писалась индусская серия панно «Сны Востока». Помню удивление поэта при виде такого совпадения. Помню, как прекрасно вошел он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца…» Тогда же при этой встрече Тагор признал название Извара санскритским словом и, как пишет Рерих: «…звал в Индию. После этого в «Модерн Ревью» в Калькутте появилась большая статья о моем искусстве. Это было как бы введением в Индию».
В 1923 году Рерихи вступили на землю Индии, к которой давно уже были устремлены их сердца.
«С 1923 года мы объехали главные достопримечательности Индии, начиная с Элефанты, Агры, Фатехпур Сикри, Бенареса, Сарната, побывали в ашрамах Рамакришны, в Адьяре, в Мадуре, на Цейлоне и всюду нашли сердечное приветливое отношение. Установились связи не только с семьею Тагора, но и с многими представителями философской мысли Индии…» .
«Индия всегда была, есть и будет страной сказочной и чудесной. Неисчерпаемость возможностей индийских сказывается в ее противоположностях, тех крайностях, которые высекают вечный созидательный огонь борений, исканий и достижений. Много сходства с российскими равнинами и возможностями. Путешественники замечают это. Сами индусы чувствуют себя на Руси как дома, и русские в Индии тоже…»
Начался индийский период жизни и творчества Н.К. Рериха, наиболее известный по многочисленным картинам и книгам художника, насыщенный разнообразной деятельностью, многими культурными и духовными достижениями. В 1925-1928 гг. Н.К. Рерих проводит Трансгималайскую экспедицию, по завершении которой, в конце 1928 г., он поселяется с семьей в долине Кулу, где продолжает исследовательскую и художественную деятельность. В 1928 г. под его руководством создается Институт Гималайских исследований «Урусвати»…
И, тем не менее, оценить этот этап жизни и деятельности Н.К. Рериха правильно, можно лишь имея в виду одну из главных идей всей его жизни – идею глубокого родства культуры России и Индии. Он постоянно пишет об этом в своих письмах и очерках о многочисленных исторических и культурных связях двух стран: «В груде разрозненных сведений трудно понять, где нечто обособленное, и где осколок целого ряда событий. Афанасий Тверитянин был в Индии и ценно запечатлел свое странствие. Но ведь таких путников, наверно, было много, но следы их завалены грозными обвалами… Индусские селения на Волге, но почему на одной Волге? Ведь жил индусский раджа в Яблоницах под Питером.
Монах оставил свои записи о Гималаях, но таких хождений было много, и немало странников устремлялись в Беловодье… Цыганка ворожит «Кала пани», помня свой исход из далекой Индии. Сибиряк повествует об Иосафе – Царевиче Индийском. Веды – ведать. Дом – дама. Дым – дхума. Дэва – Див. Лель – чудный пастух. Лал – красный, прекрасный. Открыто прекрасное сокровище народов» . О том, что не только внешний ряд фактов и событий важен для понимания духовных основ России и Индии, их глубинного родства Николай Константинович пишет в очерке « Русь-Индия»:
«Не удивительно, что в песнях и в гаданиях цыган слышится много санскритских слов, ведь цыгане – выходцы из Индии. Гораздо удивительнее, что в песнях русских сектантов оказывались целые санскритские песнопения, хотя и в очень искаженном виде. Откуда?..