Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

О.А. Черкасова

«Н.К. Рерих о значении русско-индийских культурных связей»


Будучи не только самобытным, единственным в своем роде художником, но и таким же оригинальным поэтом и литератором, Н. Рерих не мог не преисполниться желанием увидеть Тагора лично, познакомиться с человеком, несущим в своих творениях утонченную красоту: «Мечталось увидеть Тагора, и вот поэт самолично в моей мастерской на Квинсгет-террас в Лондоне в 1920 г. Тагор услышал о русских картинах и захотел встретиться. А в это самое время писалась индусская серия панно «Сны Востока». Помню удивление поэта при виде такого совпадения. Помню, как прекрасно вошел он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца…» Тогда же при этой встрече Тагор признал название Извара санскритским словом и, как пишет Рерих: «…звал в Индию. После этого в «Модерн Ревью» в Калькутте появилась большая статья о моем искусстве. Это было как бы введением в Индию».

В 1923 году Рерихи вступили на землю Индии, к которой давно уже были устремлены их сердца.

«С 1923 года мы объехали главные достопримечательности Индии, начиная с Элефанты, Агры, Фатехпур Сикри, Бенареса, Сарната, побывали в ашрамах Рамакришны, в Адьяре, в Мадуре, на Цейлоне и всюду нашли сердечное приветливое отношение. Установились связи не только с семьею Тагора, но и с многими представителями философской мысли Индии…» .

«Индия всегда была, есть и будет страной сказочной и чудесной. Неисчерпаемость возможностей индийских сказывается в ее противоположностях, тех крайностях, которые высекают вечный созидательный огонь борений, исканий и достижений. Много сходства с российскими равнинами и возможностями. Путешественники замечают это. Сами индусы чувствуют себя на Руси как дома, и русские в Индии тоже…»

Начался индийский период жизни и творчества Н.К. Рериха, наиболее известный по многочисленным картинам и книгам художника, насыщенный разнообразной деятельностью, многими культурными и духовными достижениями. В 1925-1928 гг. Н.К. Рерих проводит Трансгималайскую экспедицию, по завершении которой, в конце 1928 г., он поселяется с семьей в долине Кулу, где продолжает исследовательскую и художественную деятельность. В 1928 г. под его руководством создается Институт Гималайских исследований «Урусвати»…

Н.К. Рерих. «Кришна. Из серии «Кулу». 1929 г.
Н.К. Рерих. «Кришна. Из серии «Кулу». 1929 г.

И, тем не менее, оценить этот этап жизни и деятельности Н.К. Рериха правильно, можно лишь имея в виду одну из главных идей всей его жизни – идею глубокого родства культуры России и Индии. Он постоянно пишет об этом в своих письмах и очерках о многочисленных исторических и культурных связях двух стран: «В груде разрозненных сведений трудно понять, где нечто обособленное, и где осколок целого ряда событий. Афанасий Тверитянин был в Индии и ценно запечатлел свое странствие. Но ведь таких путников, наверно, было много, но следы их завалены грозными обвалами… Индусские селения на Волге, но почему на одной Волге? Ведь жил индусский раджа в Яблоницах под Питером.

Монах оставил свои записи о Гималаях, но таких хождений было много, и немало странников устремлялись в Беловодье… Цыганка ворожит «Кала пани», помня свой исход из далекой Индии. Сибиряк повествует об Иосафе – Царевиче Индийском. Веды – ведать. Дом – дама. Дым – дхума. Дэва – Див. Лель – чудный пастух. Лал – красный, прекрасный. Открыто прекрасное сокровище народов» . О том, что не только внешний ряд фактов и событий важен для понимания духовных основ России и Индии, их глубинного родства Николай Константинович пишет в очерке « Русь-Индия»:

«Не удивительно, что в песнях и в гаданиях цыган слышится много санскритских слов, ведь цыгане – выходцы из Индии. Гораздо удивительнее, что в песнях русских сектантов оказывались целые санскритские песнопения, хотя и в очень искаженном виде. Откуда?..



Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru