В 2003 году накануне иракского кризиса была создана международная группа деятелей Культуры, общественников, юристов из России, Индии, Латвии, Литвы, Эстонии, Венгрии. Группа поставила перед собой задачу изучения возможности по линии ООН, ЮНЕСКО, руководства ведущих конфессий мира, ряда глав правительств дальнейшего присоединения и использования в жизни Пакта Мира Н.К.Рериха. Суть вопроса нами прежде всего для себя была сформулирована следующим образом.
Почему на наш взгляд необходимо вернуться к первооснове – Пакту Рериха?
- Является фактом, что целый ряд правовых документов, в данном случае культурных международных соглашений, не работают. Соглашения подписаны, но общественность не в состоянии потребовать соблюдения с руководителей стран-подписантов договорных основ.
- Ситуация в мире такова, что просто нет времени ждать, пока лидер какой-либо страны открыто, без поддержки внутри и извне начнёт высказывать эти мысли. Но такую поддержку нужно создать, организовать.
- Ещё долго, по всей видимости, культурная, международная, договорная база не будет реализована в полном объёме. Поэтому правильно было бы призвать здоровые силы общества прежде всего в Америке и прежде всего в тех международных договорах, где Америка была инициатором, а это Пакт Мира Рериха – первый в этой области правовой документ. Здесь имеет смысл в неработающей общей схеме возвратиться к первооснове, тем более, что Пакт Мира очень прост с правовой точки зрения и его никто не «списывал», из него никто не выходил, его деятельность никто не прекращал.
- Сегодня уникальность ситуации состоит в том, что массы повсеместно выходят с протестами на улицы, но нет в условиях нарушения правовой базы ООН и ЮНЕСКО Ориентира, на который можно было бы направить общественную мысль. Пакт в данном случае является идеальным документом, очень простым в основе своей, не требующим специальных знаний для его понимания, а, следовательно, доступным для общественности.
- А начать, видимо, надо с правовой оценки ситуации по основным четырём соглашениям (Вашингтон – 1935; Гаага – 1954; Париж – 1970 и 1972) группой специально созданных правовых экспертов. Возможно, с изучения ситуации в странах-подписантах Панамериканского договора. С информирования одного (нескольких) лидеров государств на предмет возможности поднятия этого вопроса в удобный момент на международной сцене, конечно, при некоторой степени готовности мировыми культурными, общественными и политическими кругами. Некоторым показателем может служить ситуация с долго молчавшей культурной интеллигенцией в Латвии. Во время американо-иракского конфликта создано общественное движение «Я – за мир!», в которое вошли наиболее известные деятели культуры, общественности, политики.
- Наше мнение таково, что Пакт не является только историческим документом-символом, но, наоборот, задумывался и может быть использован в дальнейшем как исключительно «земной» документ, способный по мере продвижения сознания способствовать выходу из общечеловеческого кризиса. Средства массовой информации многое сделали для привлечения общественного внимания к утрате Культурных ценностей в военном конфликте в Ираке. Налицо удобный момент для того, чтобы сориентировать общественную мысль в сторону Пакта Рериха, Знамени Мира.
- Целесообразным, на наш взгляд, также является установление символики Знамени Мира, как Единого Символа для всех международных соглашений, призванных охранять Культуру (имеется в виду прежде всего замена знака Знамени Мира на другой в Гаагской конвенции 1954 г.).