«Если Красный Крест печётся о телесно раненных и больных, то наш пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье.»
Идея о необходимости заключения специального соглашения об охране памятников Культуры во время войн возникла и была высказана Н.К.Рерихом ещё в 1904-1905 годах во время русско-японской войны на заседании русского архитектурного общества.
Предвидя все ужасы и разрушения первой мировой войны, Художником создаётся серия картин – предупреждение человечеству: «Меч мужества» (1912 г.); «Крик змия» (1913 г.); «Зарево» (1913 г.); «Град обречённый» (1914 г.).
В 1929 году Н.К.Рерих выступает с проектом Пакта и обращается к народам и правительствам всех стран. Предложенный Пакт был задуман как международно-правовой акт универсального значения. Пакт с утверждённым символом Знамени Мира по Его замыслу мог быть нужным не только во время войны, но и «каждодневно, когда без грома пушек часто совершаются так же непоправимые ошибки против Культуры».
По замыслу художника, и это предусматривалось в Пакте, над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями должно развиваться Знамя Мира с отличительными знаками – белое полотнище с тремя красными кругами. Прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окружённые кольцом вечности.
В 30-е годы развернулось широкое общественное движение сторонников заключения Пакта. В ряде стран были созданы общества «Пакта Рериха». В 1931-1932 годах в бельгийском городе Брюгге состоялись две международные конференции «Пакта Рериха», а в 1933 году в Вашингтоне была проведена третья конференция, которая рекомендовала правительствам всех стран подписать Пакт.
Подписание Пакта Рериха состоялось 15 апреля в 1935 году в Вашингтоне в Белом Доме представителями 21 государства американского континента. Несмотря на то, что полностью реализовать идею Н.К.Рериха в те же годы не удалась, важно отметить особое общественно-политическое значение Пакта, его роль в борьбе за мир, взаимопонимание и культурное сотрудничество народов. В поддержку Пакта выступили в своё время Франклин Рузвельт, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Герберт Уэлс, Альберт Эйнштейн.
Мощное общественное движение в поддержку Пакта Рериха в трёх балтийских странах – Латвии, Литве и Эстонии – было развёрнуто в 30-е годы рериховскими обществами этих стран. Под руководством Рихарда Яковлевича Рудзитиса были собраны десятки подписей лучших представителей творческой интеллигенции, общественных деятелей, политиков, военных. Вопрос с предложением о заключении Пакта между этими странами был вынесен на конференцию министров иностранных дел трёх стран. К сожалению, под давлением ряда европейских стран, активно готовящихся к переделу мира, Пакт не был подписан.
В послевоенный период активность в поддержку Пакта развернула итальянская ассоциация Пакта Рериха в Болонье. В 1946 году в поддержку Пакта высказалась Всеиндийская конференция Культурного Единства, а в 1948 году правительство Индии, возглавляемое Дж. Неру, одобрило Пакт. К сожалению, документы о присоединении не были направлены в Комитет Пакта Рериха. И только в 1950 году Комитет Пакта Рериха в Нью Йорке направил всю документацию, начиная с 1930 года, по прохождению вопроса генеральному директору ЮНЕСКО. А в 1954 году, основываясь на Идеях Пакта Рериха, была принята Гаагская конвенция (конвенция о защите Культурных ценностей в случае вооружённого конфликта). К нашему глубокому сожалению, используя основополагающие идеи Пакта в принятии Гаагской конвенции, символ знака Знамени Мира был заменён на другой под предлогом трудности начертания первого в условиях военного времени. Также следует отметить, что, несмотря на всю значимость для человечества Гаагской конвенции, её положения охватывают лишь военный период, тогда как Пакт Рериха направлен и на повседневную защиту Культурных ценностей. У человечества, к сожалению, нет сравнительного анализа утраты Культурных ценностей в мирное время и в военный период.