В начале XXI века, когда неизбежно подводятся итоги исторического пути, пройденного русской и мировой культурой – личность, творчество и многогранная культурная и общественная деятельность, размах художественного, литературного и научного творчества Н.К. Рериха – представляют собой поистине уникальное явление.
При этом совершенно неизвестным остается для почитателей Н.К. Рериха, как и для любителей культуры вообще значение в жизни и творчестве художника Извары – имения родителей Николая Константиновича, с которым было связано 26 лет его жизни, все самые яркие впечатления детства и юности, заложившие основы мировоззрения и творчества. Внутренняя связь Николая Константиновича с Изварой не прерывалась до конца его жизни. Об этом свидетельствуют листы дневника художника, статьи, письма.
«Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре» – писал Н.К. Рерих.
Извара для Николая Константиновича – это «родное гнездо», родительский дом, счастливый мир детства и юности. Его любовь к ней, тысячи воспоминаний и ассоциаций, которыми пронизаны «листы дневника» художника делают Извару бесценным памятником русской культуры.
«Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем … в сорока верстах от Гатчины…» - писал Николай Константинович в листе дневника «Самое первое». Существует несколько версий происхождения названия усадьбы – Извара. Название переводят как "iso" – "большой", "vaara" – "гора", т.е. большая гора, или "iso ( n ) vaara" – "отец-гора" или "гора отца" (фин.) Связывают его с множеством курганов в окрестностях усадьбы.
Сам Н.К. Рерих считал, что название усадьбы имеет индийские корни: “…от индусского слова Исвара”, – писал он. (Ishvara – господь, всевышний (санскр.))
Природа и старина окружали Рериха в Изваре в течение детства и юности, именно здесь создавался «особый склад жизни», как определял этот процесс сам Н.К. Рерих, об этом свидетельствует прекрасная статья «К природе», написанная Н. Рерихом в 1901 г., вскоре после продажи имения. В ней он впервые анализирует врожденное стремление человека к природе как «единственной дороге его жизни»:
«Все нас гонит в природу: и духовное сознание, и эстетические требования, и тело наше…».
Законы мироздания открывались для юного Н. Рериха в Изваре: «Жизнь в своей спирали культуры неукоснительно сближает нас с первоисточником всего».
Не только любовью к природе, но и стремлением изучить окружающий мир обязан Рерих Изваре. Он собирает гербарии, коллекции минералов, в 13 лет получает от местной администрации свидетельство на право собирания яиц в течение всего года в казенных лесных дачах губернии с научной целью, в результате появляется работа: «Разделение птиц Санкт-Петербургской губернии на подклассы, разряды, отряды, семьи», пишет рассказы для журнала «Русский охотник», очерк «Охота в Царскосельском уезде», в котором подробно описаны природа и мир «Изварской лесной дачи». Немаловажным результатом увлечения охотой стало то, что Николай Константинович закалился, сделался выносливым. Это во многом определило успех экспедиций, которые совершил он позднее в Азии.
Именно здесь, в Изваре, начиналось знакомство Рериха с родной историей.
«В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы», - писал Рерих. «Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба… Конечно, была и битва при Калке, и пересказ «Слова о Полку Игореве», была и Куликовская битва, и Напутствие Сергия – Пересвет и Ослябя. Были и Минин с Пожарским, был и Петр, и Суворов, и Кутузов… На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: «Не замай!»
Так в Изваре рождалось осознание величия Родины, желание защитить ее, чувство любви и сострадания: «сколько новых незаслуженных оскорблений вынес народ русский…» И непобедимый оптимизм рождался тогда же: «…не помогло обидчикам русского народа все это кусательство… Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено...
Знакомство с историей, многочисленные легенды и предания, которые хранили люди, населявшие изварскую землю, насыщенную древними памятниками, естественно пробудило у пытливого мальчика интерес к археологии.
«Около Извары почти при каждом селении были обширные курганные поля от X века до XIV. От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи».
Казалось, что сама судьба помогает ему. Известный археолог Ивановский в это время производил раскопки местных курганов: «… это тем более подкрепило желание узнать эти старые места поближе». Так, еще в детстве, Николай Рерих начинает участвовать в археологических раскопках под руководством опытного археолога. Первые находки юный Рерих отдает в гимназию, «в течение всей второй половины гимназии каждое лето открывалось нечто весьма увлекательное».
Древняя история изварской земли будила воображение:
«Около курганов сплетались старинные легенды. Ночью там проходить страшились. Увлекательно молчали курганные поля, обугрившиеся сотнями насыпей».
Так, сама земля Извары помогала ему в познании истоков великой русской культуры.
Археология – становится одним из любимых занятий Рериха, с 1896 г. он начинает сотрудничать с Императорским русским археологическим обществом, в 1897 г. становится его членом-сотрудником, читает лекции, проводит со слушателями выездные экскурсии, занимается археологическими раскопками уже профессионально, делает открытия. До конца жизни он считал археологию очень важной наукой в процессе постижения истории культуры человечества. В этапной для него статье «Полвека» Н. Рерих напишет знаменательные слова:
«Также спасибо вам, изварские курганы… Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное касание к предмету большой древности... Когда же предметы эти особенно близки с теми историческими обликами, которые как-то самосильно вошли и поселились в сознании, тогда все становится еще ближе и неотрывно убедительнее».
Через образ Извары постигал художник в детстве и юности образ Древней Руси с многочисленными влияниями разных культур. Знаменательно, что именно в Изваре, в старинном усадебном доме впервые увидел Н.К. Рерих в детстве изображение священной гималайской вершины Канченджанги на картине. С Индией связывали само название: от индусского Ishvara – Господь, Всевышний, в семье хранилось предание об индийском радже, жившем недалеко от Извары в Яблоницах, при Екатерине II. Размышления о корнях славянской культуры приводят к предположению о взаимодействии культур, о влиянии Востока, индийской культуры на русскую. Позднее, в статье «Индийский путь» он сформулирует задачу познания индийской культуры как культурную и духовную потребность русского человека.
В конце жизни в Индии, в Гималаях Николай Константинович напишет в письме к И.Э. Грабарю:
«Не слыхал ли Ты об одном любопытном обстоятельстве? Верстах в десяти от нашего бывшего поместья «Извара» … было именье «Яблоницы» – в нем при Екатерине жил индусский раджа. Говоривший мне сказал, что сам видел остатки могульского парка. Покойный Тагор очень заинтересовался этим и даже просил, нет ли каких-нибудь местных воспоминаний… Иногда ищем далеко, а оно совсем близко.
Если приглядеться, немало русских побывало в Индии и индусов на Руси… Ну да все найдется!»
В 1893 г. Н. Рерих поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского Университета и в Академию художеств.
Извара становится любимым местом работы юного художника, его мастерской:
«1896 год. Академия художеств. Уже складывается сюита «Славяне». Задуманы «Гонец. Восстал род на род», и «Сходятся старцы», и «Поход», и «Город строят»… Стасов открывает сокровища Публичной библиотеки. В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха. Нужно славянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец кует меч, настоящий, железный, точь-в-точь как мы находили в курганах…»
Впитавший с воздухом этой древней земли образы ее природы, великого прошлого, полный веры в также же великое будущее своего народа, художник воплощает их в своих исторических пейзажах.
О том, что именно в Изваре рождались мысли об исторических судьбах «народов русских необъятностей», рождалась позиция гражданина своего отечества свидетельствуют прежде всего картины художника. В Изваре написаны: «Плач Ярославны», «Святополк Окаянный», «Пскович», «Пушкари», «Вече» и др. Задумывается и воплощается «Славянская сюита», «Вечер богатырства киевского»(1895-1896) – о том, как возгордились богатыри, восстали против небесной силы – Высшего Мира, против Бога и окаменели. «Гонец» (1897) – о беде разногласия, междоусобицы между славянскими племенами, «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899). Эти ранние работы – яркое свидетельство глубоких размышлений о причинах поражений и невзгод, которые переживал русский народ неоднократно, размышление о будущем. Вот как писал об этих картинах позднее сам художник в статье «Великому народу русскому» (1940 г.): «Гонец о восстании гнал в челне уже сорок три года назад. Затем сходились старцы - народоправный совет. На следующий год шел в гору поход за родину. Наконец, строили город. И на строительстве поклон великому народу русскому.
Так ждалось, так предвиделось и так увиделось. «Сходятся старцы» были сопровождены былиною. Кончалась она так:
Сойдутся под дубом развесистым,
Ворон на дубе не каркает.
За лесами заря занимается.
Засияет, блеснет Красно Солнышко,
И проснется земля наша Русская».
«Богатыри проснулись» сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину «Как перевелись богатыри на Руси», но тогда же верили, что проснутся они в час сужденный Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному… Великому народу русскому ничто не страшно. Все победит: и лед, и жару, и глад, и грозу. И будет строить на диво…» (24 июня 1940 г.).
С Изварой связан и еще один существенный аспект семейных традиций, имевший большое значение для становления мировоззрения художника.
«Из нашей семейной хроники вспоминаются два эпизода, имеющие общее значение. Около нашего имения лет 55 тому назад перед великим постом сгорела церковь. Такое несчастье угрожало всей округе встретить без храма и Страстную неделю, и светлый Христов Праздник. Чтобы не оставить местных жителей без этой духовной радости, отец мой широко пришел на помощь: пожертвовал одно из строений поместья с окружающею землею и в течение шести недель усиленными трудами строение было преображено в храм. Засияла колокольня, поспел иконостас, и в Вербное воскресенье было поднятие креста и освящение храма…»
Второй эпизод относился ко времени Петра Первого: прапрадед Н.К. Рериха отказался уничтожать пригородную церковь в ходе военных действий «по его глубокой религиозности».
«Очевидно, по семейным традициям пришлось и мне, - пишет Н. Рерих, - неоднократно иметь неприятности по делу храмостроения и охранения древностей».
Следует добавить, что активное участие отца художника, К.Ф. Рериха в деле строительства храма недалеко от Извары зафиксировано и в Статистическом отчете Санкт-Петербургской епархии. Другие документы из архива также дополняют эту историю. Среди преданий, записанных Н. Рерихом в окрестностях, было упоминание о том, что место для храма в д. Грызово выбрал когда-то сам Петр I , после одного из сражений, поставив деревянный крест. После пожара было решено построить на том же месте новый, каменный храм. Н. Рерих получает разрешение на проведение археологических раскопок во время строительных работ. Результаты их оказались весьма интересными. В основании храма действительно был найден большой старинный крест, но не деревянный, а каменный, с двумя круглыми отверстиями. Рерих подробно описывает и зарисовывает находку. Происхождение этого креста до сих пор остается неизвестным, положенный на место, где был найден, туда же, в основание храма, он до сих пор хранит свою тайну… На его рисунках запечатлены также и церковь, и ее священник.
Воспитываясь в семье с глубокими религиозными традициями, Н. Рерих воспринял их также глубоко с детства. Документы рассказывают нам о том, что изварские родники освящались во время праздника Крещения Господня, священника приглашала матушка Николая Рериха, Мария Васильевна. Именно благодаря ей, Н. Рерих с раннего детства имел возможность общаться с Иоанном Кронштадтским, который был духовным отцом Марии Васильевны. Уже при жизни отец Иоанн прославился многими чудесами и исцелениями. В истории осталось немало свидетельств, когда к нему за помощью обращались люди других вер. Отец Иоанн даст однажды Николаю Рериху свое напутствие: «Не болей! Придется для Родины много потрудиться».
Так любовь, знание и искусство, почитание Высшего начала в жизни соединялись в сознании Н.К. Рериха в процессе постижения мира еще в детстве и юности, в Изваре.
Жизнь подводила к пониманию синтеза религии, науки и искусства как великому принципу Культуры, принципу Новой эпохи, провозвестником которой суждено было стать Н.К. Рериху.
На выпускной выставке в Академии художеств картина «Гонец» была приобретена Третьяковым. Имя Николая Рериха становится известным. Его очерки печатают в газетах и журналах, о картинах говорят, спорят, он продолжает свою деятельность как признанный ученый-археолог, его приглашают сотрудничать в Общество поощрения художеств. Но в 1900 г. умирает отец…
Имение в Изваре продается. На деньги от продажи Н. Рерих едет во Францию. Учиться…
Начинается новый этап жизни. Продолжение и развитие того, что родилось в Изваре.
Молодость, жажда совершенствования, стремление доказать свое право на выбор именно такого жизненного пути, встреча с Еленой Ивановной Шапошниковой и женитьба – смягчили боль расставания с Изварой, «родным гнездом». К тому же, он оставался пока в России, в Петербурге, совсем рядом. Есть упоминания о том, что Николай Константинович привозил своих сыновей в Извару, показывал родные места.
И только в 1918 г. наступил момент прощания, когда в силу обстоятельств Рерихи оказались в Финляндии, ставшей самостоятельным государством, а значит за границей…
Предстоял нелегкий Путь, намеченный сердцем, разлука с Родиной… И вот тогда, в стихах он скажет свое прощальное слово Изваре:
Все, что было моим, я оставил.
Вы это возьмите, друзья…
Но один раз, еще один раз
Последний я обойду все, что
Конечно, в процессе становления Николая Константиновича как личности имело значение многое. Влияние родителей и родственников, гимназии К.И. Мая, круга друзей отца, среди которых были историки, востоковеды, ученые и художники и многое другое.
Но отметим, что именно с Изварой, в которой соединялись многие аспекты этого процесса у Николая Константиновича было связано «Все особенное, все милое и памятное».
Именно Извара помогла понять, почувствовать сердцем единственный путь, ведущий к вершинам Духа, который Николай Константинович заповедал нам в своем «Завете»:
«Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее …»