Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

Елена Ивановна Рерих

В своих воспоминаниях великий русский художник Николай Константинович Рерих так писал о Елене Ивановне:

«Вот в жизни проходит замечательный великий женский облик. От малых лет девочка тайком уносит к себе тяжелое, огромное издание. Из тех же отцовских шкафов не по времени рано уносятся философские сочинения, и среди шумного, казалось бы, развлекающего обихода самосоздается глубокое, словно бы давно уже законченное миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду преображают всю жизнь вокруг молодого сильного духа. И весь дом, и вся семья – все строится по тем же благодатным началам…Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою – и все на пользу человечества…» (Н.К. Рерих. «Великий облик» (2 июня 1935 г.)

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 г. в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны. Елена Ивановна была внучатой племянницей Михаила Илларионовича Кутузова. С раннего детства её отличали впечатлительность, острая наблюдательность и самостоятельность, она была чуткой к красоте во всех ее проявлениях, любила играть и читать в одиночестве, у нее рано проявился интерес к книгам. Елена Ивановна вспоминает о себе, что одной из первых книг были два тома библии с иллюстрациями Густава Дорэ из библиотеки отца. И в последующие годы любимым занятием оставалось чтение. Учение давалось ей легко, к семи годам она свободно читала и писала на трех языках.

С юных лет в ней жило стремление к красоте в природе и гармонии красок. Она любила рисовать и безошибочное знание красок ее оттенков и их сочетаний осталось у ней на всю жизнь.

В 16 лет окончила Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью (1888-1895), по окончании ее Елена Шапошникова поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории. Ей прочили блестящее музыкальное будущее. Учащиеся школы давали концерты, проводили в залах школы оперные спектакли, литературно-музыкальные вечера.

Е.И. Рерих обладала редкой внешней красотой. Удивительна была и внутренняя красота Елены Ивановны, по воспоминаниям современников ее интеллект и высокая духовность были в полной гармонии с ее внешней красотой. Елену Шапошникову отличали деликатность, твердость в решениях, ясный ум, проницательность в отношении людей.

Летом 1899 года Елена Ивановна гостила в Бологом Новгородской губернии, в имении своей тети княгини Путятиной. Муж тёти увлекался археологией, К нему приехал Николай Рерих, который в то лето производил раскопки в Новгородской губернии.

Елена Ивановна и Николай Константинович нашли много общих интересов. Они полюбили друг друга решили соединить свои жизни. Свадьба состоялась 28 октября 1901 года.

Елена Ивановна не только интересовалась занятиями Н.К., но и участвовала и них. Археологические поездки нередко совершались вместе.

В 1903-1904 гг. состоялась совместная поездка - паломничество по святым местам. Рерихи посещали г. Новгород, Смоленск, Псков, Ростов Великий, Ярославль и многие другие места. Николай Константинович создает «Архитектурную серию», более 70 картин, Елена Ивановна во время поездки фотографировала.

У Н.К. Рериха была большая нагрузка: работал как художник, археолог, член императорской археологической комиссии, директор рисовальной школы при ИОПХ. Елена Ивановна во всем помогала своему мужу, поддерживала все начинания мужа и вникала во все дела, вместе делили радости и огорчения.

В семье Рерихов было двое детей. В августе 1902 года родился старший сын Юрий, а в октябре 1904-го появился на свет младший— Святослав.

Елена Ивановна была замечательной матерью и очень мудро руководила жизнью своих сыновей. Они соприкасались с красотой повсюду: дома, где их окружали живописные полотна известных мастеров, древние лики икон и другие уникальные коллекции, с любовью собранные родителями. Вместе они посещали лучшие концерты, выставки и театры, она читала им книги, занималась с ними иностранными языками и музыкой, помогала каждому из сыновей выявить собственные интересы и склонности и создавала наиболее благоприятные условия для их развития. Е.И. Рерих выезжала с мужем и сыновьями на раскопки и в Талашкино, имение княгини М.К. Тенишевой, где Н. К. Рерих работал над росписью православного храма вместе с братом Борисом.

Оба мальчика с большим интересом изучали книги, Елена Ивановна очень ценила книги о подвигах и героях: «Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей»

Старший сын Юрий, был увлечен историей, командовал армиями оловянных солдатиков, которых было у него множество, Елена Ивановна бережно собирала для него книги, которые бы ему помогали, вместе с ним ходила по музеям.

Младший сын Святослав был захвачен миром живой природы, маленький сажал растения, ухаживал за ними, наблюдая их развитие, был окружен коллекциями всякой живности и минералов.

Наклонности мальчиков с годами приобретали все более определенные очертания, Юрий серьезно занимался историей, восточными языками и правом. Святослав увлекался архитектурой, живописью, естествознанием и медициной. И Елена Ивановна, продолжала давать им наставления, с большим уважением относясь к выбору и труду своих сыновей. И Юрий, и Святослав шли путем труда и непрестанного совершенствования, неся в душе пример своих родителей. Этот путь привел их к прекрасным достижениям

Юрий стал учёным-востоковедом с мировым именем, филологом, лингвистом, исследователем Центральной Азии. Святослав известным художником, общественным деятелем и ученым, активно проводившим естественно-научные изыскания.

Сыновья выросли помощниками и единомышленниками своим родителям, при всех разнообразных сложностях.

В 1916 г. Н.К. Рерих сильно заболел, он даже составляет завещание. Во время пребывания Н.К. Рериха и его семьи в Финляндии с успехом проходят выставки картин Н.К. Рериха.

В 1919 г. они принимают приглашение С. П. Дягилева приехать в Англию, поработать над «Русскими сезонами». В Лондоне Н.К. Рерих работает над эскизами костюмов и декораций для постановки оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова и «Князь Игорь» А.П. Бородина.

Пробыв в Англии год с небольшим Рерихи, получив приглашение от директора Чикагского Института Искусств выставить картины Н.К. в музеях Америки, осенью 1920 г. уезжают в Америку. Выставки картин Н.К. Рериха прошли с большим успехом в 28 городах.

Одна из духовно близких к Рерихам в Америке женщин вспоминает события, связанные с выставками художника Н.К. Рериха:

«В прессе ежедневно печатались рассказы об этом великом художнике и его успехе в европейских столицах. В день открытия выставки, войдя в залы галереи, я увидела огромный величественный мир с великолепными горами, лазурным небом — необыкновенно мирная, гармоничная, неописуемо прекрасная держава. В моем восприятии толпа затихла, и я осталась одна, лицом к лицу с бесконечностью. Меня представили, я услышала их голоса, говорящие с улыбкой и приглашение прийти» (З. Г. Фосдик. 7 июля 1948 г.)

Н.К. Рерих проводил в Америке (1921-1923 гг.) большую просветительскую работу. По его идее был создан Институт Объединенных Искусств, Музей русского художника Н. К. Рериха и ряд других просветительных организаций.

Е.И. Рерих активно участвовала в культурно-просветительской деятельности Николая Константиновича. Она была одним из учредителей Института Объединенных Искусств, Международного объединения художников "CorArdens", Международного художественного центра «CoronaMundi», Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке.

Рерихи давно мечтали о путешествии на Восток. Увлечение Индией и её духовной культурой не было чем-то необычным для российской интеллигенции того времени. Культурная Россия переживала в конце XIX – начале XX века большой интерес к этой стране, к ее духовным традициям. В декабре 1923 г. после путешествия по Европе, Египту Рерихи прибыли в Индию. Началась подготовка к экспедиции по Центральной Азии.

В ходе экспедиции предполагалось провести исследования по различным отраслям знания. Особое внимание уделялось проблеме исторического единства культур разных народов.

Руководителем и организатором Центрально-Азиатской экспедиции 1925-1928 гг. был Н.К. Рерих. Маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Синьцзян, Россию (Москва, Сибирь, Алтай), Монголию, Тибет. Елена Ивановна была единственной женщиной-участницей этой экспедиции, которая от начала до конца прошла вместе с мужем и старшим сыном Юрием тысячи километров пути по мало исследованным районам Индии, через Гималаи, Россию.

Экспедиция проходила в очень сложных условиях, требовала от участников мужества и терпения. В своих воспоминаниях Н.К. Рерих напишет: «На коне вместе с нами Е.И. проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера» (Н.К. Рерих. «Листы дневника», том 2, «Лада» 1938г.)

По возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции в 1928 году Рерихи поселились в древней живописной долине Кулу, среди Гималайских гор.

Для изучения материалов, собранных в экспедиции семьёй Рерихов был учреждён Гималайский научно-исследовательский институт «Урусвати».

Ю.Н. Рерих становится директором института, Н.К. Рерих ведет активную научно-исследовательскую работу, Святослав работает в естественно-научном направлении, Елена Ивановна – почетный президент института.

В 1929 году Н.К. Рерих в сотрудничестве с рядом европейских юристов подготовил и опубликовал проект Пакта о защите культурных ценностей. Деятельность Н.К. Рериха нашла широкую поддержку прогрессивной общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.

Впервые идея об охране памятников культуры возникла у Н. К. Рериха ещё в 1889 г, когда Н. К. Рерих, проводя раскопки в Санкт-Петербургской губернии, начал говорить о необходимости защиты памятников археологии, которые передают нам мироощущение древних людей. Эту идею Рерих выдвинул в России, в Русском архитектурном обществе после путешествия по древним русским городам в 1903-1904 гг.

Подготовке Пакта предшествовала большая кропотливая подготовительная работа, длившаяся несколько лет. Прошло три конференции по утверждению Пакта. Конференция утвердила Постоянный комитет Пакта, а Николай Константинович и Елена Ивановна были выбраны его почётными президентами. Конференция рекомендовала правительствам всех государств поддержать Пакт Рериха.

В 1935 г. 15 апреля в Вашингтоне Ф.Д. Рузвельт и 21 государство Латинской Америки подписали Договор об охране всемирного культурного наследия. Этот документ подучил известность как Пакт Н.К. Рериха.

Вместе с Пактом Н. к. Рерих предложил отличительный знак для идентификации объектов — Знамя Мира. Н.К. Рерих писал о Знаке Мира, что теперь объясняют его разно: прошлое, настоящее и будущее объединенное кольцом вечности, религия, наука и искусство в кольце культуры, но при всем разнообразии толкований так таковой утвердился по всему миру и изображен на многих памятниках культуры различных эпох и регионов земли.

Союз Николая Константиновича и Елены Ивановны, объединенный душевной близостью, общими взглядами, глубокими взаимными чувствами оказался красивым и крепким. На склоне лет, в 1941 г. Н.К. в листе дневника «Сорок лет» напишет о своей жене: «Сорок лег - немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени - женское и мужское... Родная Лада, - сегодня сорок лет нашего дружного пути!»

(Н.К. Рерих. «Листы дневника», том 2, «Сорок лет» 10. 11. 1940 г.)

Когда 13 декабря 1947 г. в ожидании разрешения вернуться на Родину, Николай Константинович ушел из жизни, Елена Ивановна тяжело переживала эту утрату.

В письме к сотрудникам в Америку она с болью пишет об этом:

Родные мои Зиночка и Дедлей,

Наш Светлый, Любимый ушел, как жил, – просто, красиво и величаво. Мир, истинно, осиротел с уходом этого прекрасного Духа!

Индия трогательно, красиво и мощно отозвалась на этот уход. Газеты, журналы, общества, и друзья, и знакомые ярко отметили незаменимую утрату для Мира великого творца чудесных образов, гиганта мысли и деятельности, замечательного человека, истинного Друга человечества. Ведь никто не уходил от него отягощенным, наоборот, он умел облегчить ношу каждого и направить на новый путь - путь устремления и мужественно осознанного труда во имя общего блага.

Мне еще трудно писать о его болезни и последних днях. Никогда не видела я такой высокой духовной красоты, которая запечатлелась на его лике. Мы не могли оторваться от созерцания этой благости и трогательной нежности всего его чудесного облика. Щемит сердце лютая тоска об утрате лучшего многолетнего друга…

Одиночество мое велико. Сердечное понимание и духовная гармония, связывавшие меня с Н.К., облегчали все трудные положения и освещали будущее. С его уходом осталось лишь ярое желание довести все собранные сокровища и передать, что возможно.

В начале 1948 г. Елена Ивановна и Юрий покинули Кулу и приехали в Дели. Оба они и Е.И. и Юрий ждали прибытия в Бомбей парохода из России, который должен был доставить им въездные визы на Родину. Пароход долго не приходил, ожидание затягивалось. Наконец пришел пароход, но виз не привез.

Надежда на возвращение в Россию жила в ней до последнего вздоха. Накануне своего ухода в 1955 г. Елена Ивановна еще раз повторила: «Не может быть, чтобы я не приехала в Россию. Я должна приехать!». Эти слова передал ее старший сын Юрий Николаевич латышскому поэту Рихарду Рудзитису.

Всю жизнь, до самого последнего часа, Елена Ивановна думала о России.

Отвечая на письма своих корреспондентов, Е.И. Рерих пишет:

«Конечно же наше желание вернуться на Родину и потрудиться на пользу страны осталось неизменным… Ярая любовь к Родине глубоко живет в наших сердцах… конечно, оба сына готовы всегда применить свои способности и умения там, где нужно» (08.07.1953 г.)

«Страна Лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной...»(17.11.1949 г.

«Лучшая страна - наша Родина...» (28.04.1951 г.)

«Все Ваши мысли и суждения о достижениях в нашей стране находят полный отклик в моем сердце. По этому поводу вспоминается стихотворение Тютчева: «Умом Россию не объять, ее аршином не измерить, уней совсем иная стать - в Россию можно только верить.» Вот и я верю, всей силою духа именно ВЕРЮ» (01.10.1949 г.)


Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Директор Музея – Черкасова Ольга Анатольевна
Электронная почта: izvara@inbox.ru