Музей-усадьба Н.К. Рериха в ИзвареМузей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

105-летие Санкт-Петербургского дацана

17 июня 2020 года Музей-усадьба Н.К. Рериха совместно с Фондом развития буддийской культуры открыли в Музее-усадьбе Н.К. Рериха выставку, посвященную 105-летию Санкт-Петербургского дацана (Буддийского храма).

Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году — 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).

Активное участие в создании буддийского храма в Санкт Петербурге принимал известный Хамбо-Лама Агван Доржиев (1854–1938). В 1898 г. он впервые приехал в Петербург во главе Тибетской миссии для переговоров об участии России в оказании помощи Тибету в противостоянии агрессивной политике Британской Империи в Центральной Азии. Именно он, в качестве советника и доверенного лица Далай-ламы ХIII, осуществлял все сношения между Россией и ламаистским первосвященником, который в 1904 г., после захвата Лхасы английским экспедиционным корпусом, был вынужден «уйти в изгнание».

В июне 1908 г. Доржиев приехал в Петербург после встречи с Далай-Ламой с новыми предложениями русскому правительству, среди которых было и ходатайство о разрешении проживающим в Петербурге ламаистам-бурятам и калмыкам соорудить свой храм. Просьба Далай-ламы была поддержана министром иностранных дел А. П. Извольским, а затем министром внутренних дел, премьер-министром П. А. Столыпиным. Благосклонно отнесся к этому и Николай II. На аудиенции, данной Доржиеву, Николай заверил его, что «буддисты России могут чувствовать себя под крылом могучего орла». Разработка проекта была поручена Николаю Березовскому.

Знаменательно, что С.Ф Ольденбург, Ф.И. Щербатской, также как Н.К. Рерих не ограничиваясь только исследованием и популяризацией духовного и культурного наследия Востока, принимали активное участие в этом процессе.

На время своего отсутствия ведение всех дел, относящихся к постройке храма, Доржиев поручил Ф.И. Щербатскому. В строительный комитет, сформированный Ф.И. Щербатским, вошли: академики В.В. Радлов (председатель) и С. Ф. Ольденбург, князь Э.Э. Ухтомский, гражданский инженер Г.В. Барановский заменивший Н. Березовского в должности архитектора, а также художники В.П. Шнейдер и Н.К. Рерих.

На рубеже 1900-х годов Учение Будды завоевало немало последователей среди представителей высшего света и интеллигенции в столичных городах.

17 октября 1905 года был опубликован Манифест, провозгласивший свободу совести и вероисповедания. В постройке буддийского храма были и государственные цели – укрепить влияние России в Монголии и Тибете, как писал Ф.И. Щербатской в письме П.И. Столыпину, «…где, как известно, существует глубокое к нам расположение»

Окончательный проект храма архитектора Г.В. Барановского был рассмотрен Комитетом на заседании 19 октября 1909 года и одобрен к исполнению. Среди подписей его членов и подпись Н.К. Рериха. Надо отметить, что участие Н.К. Рериха в процессе создания буддийского храма в Санкт Петербурге не ограничивалось только деятельностью в комитете. Н.К. Рерих принимал непосредственное участие в декоративных работах по отделке храма. С. Цыбыктарова со ссылкой на сообщение С.Д. Дылыкова, внучатого племянника А. Доржиева пишет: «Росписи центрального ритуального зала храма выполнены по эскизам Н.К. Рериха, который при создании данных эскизов обращался за помощью к бурятским художникам. Работы по внутреннему оформлению храма также велись под руководством Рериха».

Знаменательно, что именно в этот период Николай Константинович Рерих впервые узнал о махатмах, духовных учителях Индии, о сокровенном в Азии понятии Шамбалы – страны благословенных, обители духовных учителей человечества в Гималаях от ламы Доржиева.

Храм был освящен 10 августа 1915 г. и получил тибетское название: Kun la brtse mdzad thub dbang mchhos «byung ba’i gnas (Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника).

На выставке представлены редкие материалы, иллюстрирующие разные аспекты создания Буддийского Храма, особое внимание уделено Ф.И. Щербатскому, который руководил этим процессом, представлены также редкие издания Н.К. Рериха и членов его семьи: статья Н.К. Рериха «Индийский путь» в первом томе его собрания сочинений, вышедшем в 1914 году, связанные с темой буддизма: «Основы буддизма» и «Криптограммы Востока» – Е.И. Рерих, «Дхаммапада» – сборник изречений Будды, подготовленный к изданию в России Ю.Н. Рерихом, старшим сыном художника, ученым – востоковедом, вернувшимся в Россию в 1957 г. по завету отца и матери и возродившему русскую школу востоковедов.

На выставке представлены также редкие ритуальные предметы из переносного буддийского алтаря из фондов музея, представлены также макеты усадебного дома в Изваре – имении родителей Н.К. Рериха, где впервые Н.К. Рерих прочитал в трудах Афанасьева о глубинных связях русской культуры и Индии, и усадьбы Ф.И. Щербатского в Луге (Лютка), в которой планируется создание мемориального музея ученого.


Контактная информация:
Телефон: 8–813–73–73–273 – заказ экскурсий
Электронная почта: izvara@lenoblmus.ru