Рерих Святослав Николаевич (1904–1993) – выдающийся русский и индийский художник, общественный деятель. Младший сын Н.К. Рериха.
Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 г. в Петербурге. Семейные ценности Рерихов естественным образом сформировали в ребенке цельную творческую натуру.
Обучение живописи Святослав Рерих начал у своего отца, имевшего к началу 1910-х серьезный опыт преподавания в Императорском Обществе поощрения художеств (ИОПХ), где он занимал пост директора Рисовальной школы. Рерих-младший не только с удовольствием рисовал, но и увлекался лепкой, готовил декорации к домашним спектаклям.
Святослав Рерих получил домашнее образование, но официально он прошел три с половиной года частной петербургской гимназии Карла Мая и посещал классы живописи в Школе ИОПХ. Обучение было прервано вследствие отъезда семьи в мае 1917 г. в Финляндию, где Рерихов застала Октябрьская революция. Жизнь в Сортавале, на природе, имела свои преимущества для совершенствования навыков рисования.
В 1920 г. Рерихи отправились в США и на несколько лет остались жить в Нью-Йорке. Переезд был обусловлен обширными художественными планами Николая Рериха. Директор Чикагского института искусств Роберт Харше предложил ему выставочное турне по городам Америки. Показы картин проходили с большим успехом, художник познакомил американскую публику с русским искусством. Он смог привлечь к себе много последователей и за несколько лет организовал в Чикаго и Нью-Йорке ряд международных учреждений, таких как Мастер-Институт объединенных искусств, объединение художников «Пылающее Сердце» («Cor Ardens»), центр искусств «Венец Мира» (Corona Mundi) и Нью-Йоркский музей Рериха (Nucholas Roerich Museum).
С ноября 1920 Святослав Рерих начал посещать вольнослушателем Архитектурную школу при Колумбийском университете, и в марте 1921 был зачислен туда. Осенью того же года он перешел в Гарвардский университет на отделение архитектуры и одновременно стал обучаться скульптуре в Массачусетском университете.
Будучи студентом, Святослав помогал отцу в создании декораций к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». После успеха, который имела эта опера, Святослав увлёкся созданием эскизов театральных декораций и эскизов к театральным костюмам. А в 1922 году он стал инициатором создания и постановки одноактного балета «Свет и тьма» на тему борьбы Добра и зла.
В это же время пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой. В 1923 году в Нью-Йорке в Галерее Арден прошла его первая персональная выставка. Большой успех пришел к Святославу Рериху в 1926 году. На выставке, посвященной 150-летию Филадельфии, им была получена главная награда - Гран при.
В 1923 г. Рерихи покинули Америку. Святослав вместе с родителями отправляется во Францию. Полгода они путешествуют по Европе (Франция, Италия, Швейцария). В Европе Святослав Николаевич встречался с Сергеем Дягилевым, обсуждал с ним свою театральную работу, которая Дягилевым была одобрена.
Он делал эскизы танцевальных костюмов. Даже время переезда через Атлантический океан из Америки в Европу Святослав Николаевич использует для работы.
Именно там, на корабле возникла тема моря. В Париже он готовил проекты сценариев балетов «Царь моря», «Коралловый балет», «Властитель ночи», писал тексты сценариев, делал эскизы костюмов.
В середине ноября 1923 года семья отправляется в Индию. В Индии Святослав Николаевич с родителями поселяется на полтора года в княжестве Сикким, на границе с Тибетом, где сосредоточены главные святыни, буддийские монастыри.
После краткой поездки по городам Индии, в самом конце 1923 года начинается Центрально-Азиатская экспедиция. Святослав вместе с родителями посещает буддийские монастыри. Его внимание привлекают ламы, бродячие музыканты, паломники. Образы Тибета складываются в неповторимую серию картин. Постепенно в течение всего 1924 года формируется ламская серия. Из Индии было привезено более ста полотен. Среди них: «Три ламы», «Тибетские музыканты», «Человек из Бутана», «Тибетец», «Голова человека в тюрбане» и др.
В сентябре 1924 года Святослав Николаевич вернулся из Индии в США и привез много своих работ.
В апреле 1925 года в Бостоне состоялась персональная выставка Святослава Николаевича. Необходимо отметить, что первое участие Святослава Николаевича в художественных выставках относится ещё к 1922 году, когда в Нью-Йорке были показаны его графические работы, исполненные черной тушью на бумаге.
На выставке в Бостоне было представлено более 300 полотен: портретов, пейзажей, театральных эскизов и иллюстраций к книгам восточных легенд, которые они с братом Юрием Николаевичем подготовили к печати. Интерес братьев к буддийскому искусству был очень велик. Оба коллекционировали предметы ламского культа, ювелирные украшения, бронзу и особенно танки.
Активность культурных учреждений, созданных Николаем Рерихом в Америке, поддерживалась группой близких ему по духу сотрудников. Святослав Рерих влился в этот тесный круг. Он стал директором международного центра «Венец мира» (1925), а позже – вице-президентом Музея Николая Рериха (1929). При его участии была организована крупная выставка тибетского искусства. Главным образом это танки, привезенные из Тибета. Выставка открылась в залах Музея 1 ноября 1925 и формально была приурочена к выходу в свет книги Юрия Рериха «Тибетская живопись». Коллекция насчитывала сорок редких икон различных тибетских школ.
Через десять лет после переезда в Индию на постоянное жительство Святослав Рерих попытался подтвердить свое признание в Соединенных Штатах. В 1940 он устроил выставки в Филадельфии, в 1941 - в Чикаго, затем в Нью-Йорке, все под названием «Живопись Индии». Экспозиции были сформированы по одной схеме: включали двадцать девять полотен второй половины 1930-х, но несколько различались по составу. Например, в Филадельфии была представлена работа «Как в старые времена», повествующая о бегстве Иосифа и Марии с Младенцем Иисусом в Египет. Этой работой Святослав Рерих открыл задуманную им «Библейскую серию». Но главной, первой в списке картиной повсюду шел «Портрет моего отца».
Накануне персональной выставки, в феврале 1925 года Святослав Рерих задумал создать серию портретов ближайших сотрудников, объединившихся вокруг Рериховского музея. Среди них известные имена — Спенсер, Пальмер, Хорш. Некоторые свои модели, прежде всего Кэтрин Кемпбелл, художник пишет в полный рост. Как и в тибетских работах, на заднем плане помещены элементы китайской и тибетской фрески.
Вслед за этим в январе-марте 1926 года прошло еще несколько показов, организованных Институтами искусств, в разных городах США. Повсюду эти выставки становились настоящей сенсацией. Картины приобретались многими музеями мира.
Святослав Николаевич оставался в США до 1928 года, после чего присоединился в Дарджилинге к семье, возвратившейся из Тибета.Первоначально художник жил в родительском имении в долине Кулу, в небольшом местечке Нагар. По приезде из Америки осенью он продолжил заниматься портретом, делал большое количество зарисовок местных жителей.
Некоторые из эскизов становились полноценными картинами: «Портрет девушки на фоне пестрых скал» (1932), «Кули из Кулу» (1932), «ГешеТандуп» (1932), Кочевник (1933), и многие другие. Часто Святослав Рерих выступал не только как портретист, но и как художник-этнограф.
Святослава Рериха увлекала философия Востока. Некоторые ее идеи он перенес на свои полотна. Картина «Куда идешь, мой брат?» относится к серии жанровых философских работ художника.
В конце 1930-х Святослав Рерих являлся частым гостем во дворцах махараджей, где писал портреты титулованных особ.Благодаря таким заказам масштаб его художественного влияния расширился, начали развиваться культурные контакты на юге Индии, в Майсуре и Тривандруме, вследствие чего там образовались две крупные музейные коллекции Рерихов.
Начиная с первых поездок в Индию (1923-1924 и 1928-1929) его художественный интерес сосредоточился в области поиска цвета и формы. От классических приемов, дающих при изображении предмета устойчивую натуру, художник перешел к движению. Ему удалось поместить движение внутрь неподвижной формы, как бы оживить ее всю целиком, без традиционного соотношения света и тени.
Со второй половины 1930-х Святослав Рерих много путешествовал по Индии, изучал местные обычаи и религиозные обряды. Он создал ряд настоящих шедевров. Один из них – полотно «Священные обряды».
Признание Святослава Рериха как крупного художника позволило ему одновременно заявить о себе на общественном поприще. Он устраивал выставки-продажи в ряде индийских городов — Лахоре. Аллахабаде, Хайдарабаде. Бомбее, Бароде и Мадрасе. Росли его культурные контакты и полезные связи. В конце 1941 г. он познакомился с видным деятелем индийского национально-освободительного движения Джавахарлалом Неру, который летом 1942 г. приехал вместе со своей дочерью Индирой Ганди к Рерихам в Кулу. Отношения с будущим первым премьер-министром независимой Индии заложили фундамент российско-индийской дружбы, и Святослав Рерих, так же как и его отец, стоял у ее истоков (в последствии художник был советником по вопросам культуры в правительстве Неру и зачастую eго личным переводчиком в дни визитов советских делегаций в Дели).
В 1944 г. Святослав Рерих познакомился в Бомбее с известной индийской кинозвездой Девикой Чаудхури. Актриса возглавляла индийский концерн BombayTalkies, занимавшийся производством кино. 23 августа 1945, состоялась пышная свадьба, устроенная по индийскому обычаю. Они поселились в Кулу в доме Рерихов, который на некоторое время стал кровом для молодоженов. В 1949 Святослав Рерих со своей женой переехал в собственное имение «Татгуни», расположенное невдалеке от Бангалора.
Святослав Рерих написал несколько портретов своей cyпруги, а также серию больших полотен с изображением священной гималайской горы Канченджанги.
В начале 1960-х Святослав Рерих как живописец получил широкое признание в Индии. В Дели и Бангалоре прошли его персональные выставки. Крупная экспозиция открылась в январе I960 в Нью-Дели, ее посетили премьер-министр Неру и вице-президент Радхакришнан (позже художник создал их замечательные портреты для галереи в Парламенте Индии). Но настоящее признание и славу Святослав Николаевич заслужил на родине. В 1974 в Москве состоялись юбилейные торжества, устроенные советским правительством по случаю столетия со дня рождения его отца. Вместе с полотнами Николая Рериха публика увидела и картины Святослава Рериха, которому тогда исполнилось семьдесят лет. С тех пор показы их работ стали проходить во всех крупных городах Советского Союза. До конца 1980-х состоялось около полусотни выставок. Живописец был избран почетным членом Академии художеств СССР и награжден правительственными наградами. Как художник он не отступает от реалистического изображения жизни. После знаменитого полотна «Господом твоим», которым увенчались многолетние творческие поиски образа Спасителя, он переходит к новой теме – к изображению реальности тонкого мира. Эта тема выразила собственную позицию мастера в искусстве и составила, с его слов, «завещание» потомкам.В данную серию вошли произведения не только с непривычными названиями, но и с удивительными образами непостижимого мира. Среди нескольких значительных картин можно назвать «Ангел вновь вострубит», «Тонкий мир», «Отблески мира иного».
Помимо живописи Святослав Рерих вел общественную работу: некоторое время он занимал пост министра культуры штата Карнатака. Он выступал по радио, писал очерки, посвященные не только вопросам живописи, но и прикладному искусству и архитектуре — «Индийская живопись», «Традиция живописи эпохи Палов», «Школа Кангра», «Краски Индии», «Творческая мысль». Большое исследование о храмах и святынях северо-востока Индии вышло в виде отдельной монографии «Искусство долины Кулу» (1967). В первой половине 1950-х Рерихом создан внушительный философский труд «Искусство и жизнь», вышедший отдельным изданием только в год его столетнего юбилея.
В Индии он организовывает и возглавляет экспериментальную школу для детей, где обучение ведется с 3-х летнего возраста в атмосфере особой культурно-этической насыщенности и высокой духовности, организует выставки художественных произведений, является членом многих общественных организаций Индии.
Одновременно с экспедицией отца и брата в Маньчжурию в 1934 – 1935 годах по изучению и сбору засухоустойчивых трав, организовал такую же экспедицию в близлежащие тибетские нагорья.
Становится членом-организатором Пакта Рериха, членом-основателем нескольких французских Государственных обществ, за что позднее был представлен к высшей государственной награде Франции – ордену Почетного Легиона.
Он почетный академик Академии художеств СССР, лауреат Международной премии имени Дж. Неру, почетный член Болгарской академии художеств. В Индии он награжден высшей наградой этой страны - "Падша-Бхушан".
В 1989 году по инициативе С.Н. Рериха в нашей стране был создан Советский Фонд Рерихов. При Фонде организован культурно-просветительский и научный центр-музей имени Н.К. Рериха. В марте 1990 года, выполняя волю своих родителей, он передал СФР бесценное наследие свой семьи – картины, предметы изобразительного и прикладного искусства, архив, библиотеку, личные вещи. В 1991 году Фонд был переименован в Международный Центр Рерихов.
Святослав Николаевич изучал историю, философию, литературу, архитектуру, фармакологию, медицину. Во всех этих сферах знания он проявил себя как талантливый исследователь и пытливый ученый. Широкую известность получили созданные им изображения Николая Рериха; портреты матери художника – Елены Ивановны, жены – Девики Рани Рерих, а также многих прогрессивных деятелей Индии, её ученых, артистов и писателей.
Святослав Рерих умер на восемьдесят девятом году жизни 31 января 1993 в Бангалоре.